Трансформировать госструктуры «Беллесбумпром» и «Белорусскую лесную компанию», а также активнее привлекать инвесторов намерены в Белоруссии — об этом говорилось в ходе совещания, проведённого Александром Лукашенко 18 июня и посвященного проблеме модернизации деревообрабатывающих предприятий постсоветской республики, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Так называемые временные трудности затягиваются на довольно длительный период. Этому можно найти и массу объяснений — что больше делают наши руководители вместо того, чтобы принимать конкретные меры, — отметил в своём докладе Лукашенко. — Понятно, что рынки упали, и конкуренты быстрее нас работают, и ресурсы дешевле в России, и прочее, и так далее. Но я ещё раз подчёркиваю: это просто разговоры и отговорки, которые сегодня не принимаются. Те, кто мыслит подобными категориями, просто не чувствуют ситуацию вокруг. В Европе ещё дороже и ресурсы, цены и качество, тем не менее, более приемлемые».

«Поэтому давайте не будем заниматься поиском внешних причин, а проанализируем реальную ситуацию и пути решения проблем. Даже если это так, как вы говорите — это тоже не имеет ничего общего с теми задачами, которые надо решать. Мы живем в тех условиях, в которых живем. И вы находитесь там в должностях соответствующих для того, чтобы решать проблемы, которые есть в тех условиях, в которых мы живем», — сказал Лукашенко, обращаясь к участникам совещания.

О проблемах деревообработки и путях выхода из кризиса доложили члены Совмина, Администрации президента, Нацбанка, Комитета госконтроля и собственно предприятий деревообработки. Звучали ссылки на проблемы со сбытом в России, на происки конкурентов, на финансовые проблемы и т.д. Был представлен проект очередного президентского указа, направленного на «господдержку» так и не выздоровевшей в процесс модернизации отрасли.

«В этом году правительство настаивало на принятии указа о реструктуризации долгов ряда предприятий. Мы подписали указ. Через месяц появился новый проект указа. При этом до сих пор не понятно, когда закончатся эти „временные проблемы“, — констатировал Лукашенко, зачитывая свой доклад. — Как будут развиваться предприятия и смогут ли предложения правительства оздоровить деревообрабатывающую отрасль?».

«Ещё раз хочу подчеркнуть: никому не нужны пустые обещания, — отметил в тексте своего доклада Лукашенко. —  Нельзя допустить самообмана и перекладывания решений на будущие, какие-то лучшие времена». По его мнению, председатель Совмина Андрей Кобяков должен дать чёткий ответ на вопрос, что было упущено в процессе предыдущих совещаний по проблеме деревообработки, а его заместитель Владимир Семашко должен ответить за реализацию госпрограммы модернизации деревообработки, т.к. изначально её курировал.

«И для кого предлагается новая схема, обозначенная в проекте указа — для самих предприятий или же для банков? Не получится ли так, что спрячем «плохие долги» в бюджете, а проблемы останутся нерешенными? И зачем мы вовлекаем «Банк развития» (государственный «Банк развития Республики Беларусь, — прим. ИА REGNUM), когда каждый из кредитующих банков в состоянии на местах в индивидуальном порядке решать возникающие вопросы, как это и должно и быть?», — озадачил участников совещания руководитель постсоветской республики, бессменно занимающий президентское кресло с 1994 года и намеревающийся править ещё одну пятилетку.

«В модернизацию вложено более миллиарда евро. Что дальше? Будем заканчивать модернизацию и просто ждать, когда рынки сами поднимутся или принимать действенные меры по развитию отрасли?», — поинтересовался Лукашенко у своих подчинённых, зачитывая подготовленный спичрайтерами доклад.

Председатель Совмина Андрей Кобяков констатировал: «Вместе с тем финансовая ситуация на базовых предприятиях деревообработки сложная. Движению вперед на модернизированных мощностях мешает значительная закредитованность и, не побоюсь сказать, обвальная ситуация с ценами на внешних рынках». Он предложил «поэтапный, ступенчатый механизм по оздоровлению деревообрабатывающих предприятий» — тех самых госпредприятий, которые вроде бы подверглись модернизации за счёт налогоплательщиков.

Как сообщало ИА REGNUM, в госпрограмму модернизации девяти деревообрабатывающих предприятий власти Белоруссии вложили более миллиарда евро. По итогам модернизации безубыточную работу демонстрирует лишь одно — «Ивацевичдрев». Все предприятия сталкиваются с проблемой неполной загрузки и затоваренностью складов неликвидом. Похожая ситуация сложилась с модернизацией цементных заводов: в ожидании больших прибылей от экспорта в Россию были взяты «связанные» кредиты в Китае, однако отсутствие адекватного расчёта конъюнктуры рынка и невозможность экспорта избыточных объёмов на другие рынки не позволило госагитпропу объявить об очередном «жесточайшем прорыве».

Напомним также, 7 декабря 2012 года Александр Лукашенко подписал декрет № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности», получивший второе неформальное название — «декрет о крепостном праве». Согласно документу, с рабочими модернизируемых госпредприятий Белоруссии заключаются и продлеваются контракты на максимальные сроки — вплоть до того времени, пока модернизация не будет завершена (сроки не указаны). Фактически, работник может уволиться лишь с согласия директора предприятия при одобрении руководителя облисполкома, а директорам предписано не увольнять работников. В случае увольнения работников с госпредприятия они «возмещают сумму ежемесячных выплат из заработной платы, получаемой по новому месту работы», а не имеющие нового места работы по решению суда будут принудительно трудоустраиваться на те предприятия, которые они покинули, с их зарплат будут высчитываться (удерживаться) ранее выплаченные на данном предприятии денежные средства. Данный документ был осуждён независимыми профсоюзами Белоруссии, России и Украины, а также международными организациями.