В Саратовской области судьба электричек зависит от роста тарифов и субсидий
Саратовская область, 21 апреля, 2015, 10:27 — ИА Регнум. В общем объеме пассажироперевозок на территории Саратовской области доля электричек не превышает 2%, но субсидии из регионального бюджета железнодорожным компаниям только за последний год увеличились в 1,6 раза: с 97 млн рублей в 2014 году до 156 млн в 2015-м. Вместе с ними вырос и тариф на проезд — с 15 до 19 рублей в одной 10-км зоне.
В бюджете Саратовской области в 2015 году субсидии дочерним компаниям РЖД, которые на электричках по пригородным направлениям перевезут меньше 6 млн человек, заложены в размере 156,1 млн рублей. При этом в текущем году ассигнования из региональной казны на загородные перевозки автомобильным транспортом 213 млн пассажиров составят 11,1 млн рублей, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Министр транспорта Саратовской области
Обслуживание населения осуществляют три пригородные пассажирские компании: ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания» («Саратовская ППК»), ОАО «Пригородная пассажирская компания „Черноземье“ (»ППК «Черноземье») и ООО «Межрегиональная Пассажирская компания» («МРПК»), которые не обладают собственным подвижным составом, а арендуют электропоезда и рельсовые автобусы у ОАО «РЖД». До того, как в феврале текущего года президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить прерванное пригородное железнодорожное сообщение в регионах, а уже потом заняться поиском дополнительных средств, в Саратовской области железнодорожными компаниями в одностороннем порядке было принято решение об отмене пригородных поездов и рельсовых автобусов. На направлениях, обслуживаемых ОАО "ППК «Черноземье», произошла отмена 38 из 42 поездов (90 %), на направлениях, обслуживаемых ОАО «Саратовская ППК» отменены 25 из 48 пригородных поездов (более 50 %).
На сегодняшний день в Саратовской области курсирует 30 поездов ОАО «Саратовская ППК», 10 поездов ОАО «МРПК», 4 поезда ОАО «ППК „Черноземье“, с 1 мая начнут курсировать 4 сезонных электропоезда ОАО „Саратовская ППК“.
По данным Минтранса области, за счет регионального бюджета оплачивается разница между тарифом, установленным для населения в размере 19 рублей, и экономически обоснованным тарифом, складывающаяся из затрат железнодорожных компаний на перевозку одного пассажира. Для базового перевозчика — ОАО „Саратовская ППК“ разница в настоящее время составляет 16,5 рублей (при следовании в 10 километровой зоне), которая не оплачивается пассажиром и подлежит возмещению перевозчику за счет средств областной казны. В ведомстве отмечают, что по протяженности маршруты электричек сопоставимы с междугородным автомобильным транспортом, где предельный тариф не устанавливается и возмещение выпадающих доходов не осуществляется. Но стоимость проезда для самих пассажиров, как правило ниже, чем на пригородном электротранспорте.
Общий объем перевозок пассажиров всеми видами транспорта в регионе составляет 286,4 млн человек в год (данные за 2014 год), в том числе, железнодорожным — 5,8 млн (или 2%), автомобильным -213 млн (или 74,3%), воздушным 0,53 млн, водным 0,026 млн. При чем, в 2014 году железнодорожными пригородными компаниями-перевозчиками пассажиров перевезено меньше — 92,1 % по сравнению с 2013 годом.
На возмещение выпадающих доходов, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов за счет средств областного бюджета, в 2014 году была принята к возмещению сумма в размере 97 млн 195 тыс. рублей, в 2015-м размер ассигнований составляет 156,1 млн. Субсидии на автомобильный транспорт заложены в сумме 11,1 млн, на внутренний водный транспорт- 8 млн. Тариф на проезд в железнодорожном транспорте пригородного сообщения при следовании в одной 10-км зоне до 15 марта 2015 года составлял 15 рублей, в настоящее время — 19 рублей.
Как сообщало ИА REGNUM, в эфире „Прямой линии“ 16 апреля президент РФ
»В настоящее время транспортное сообщение между крупными населенными пунктами обеспечивается с помощью автобусов, — прокомментировал ситуацию он. — Маршруты Балашовского района до момента отмены обслуживались транспортной компанией «Черноземье» Юго-Восточной железной дороги. На сегодняшний день достичь с ней договоренности о восстановлении железнодорожного транспортного сообщения в прежнем объеме так и не удалось. Камнем преткновения в этой ситуации является вопрос обоснованности предоставляемых перевозчиками экономических расчетов. В первую очередь, речь идет о величине затрат по арендной плате подвижного состава в структуре тарифа. Эти вопросы были предметом рассмотрения в судебных инстанциях по другому перевозчику. Тема не закрыта, комитетом государственного регулирования тарифов области готовятся документы в Верховный суд РФ. Однако эта тема актуальна и для «Черноземья».
Напомним, на «Прямой линии» свой вопрос президенту задал Алексей Анатольевич из города Балашов Саратовской области: "Когда будет восстановлено движение поезда «Балашов-Саратов. Если раньше ходила электричка „Саратов-Балашов“, то теперь ее нет. Люди не могут никуда выехать. Как учиться молодежи?» Президент ответил, что многие направления движения электричек в стране восстановлены, но не везде. «Обязательно этим позанимаемся, найдем оптимальное решение. Региону и государству придется взять на себя обязательства», — сказал Владимир Путин, отметив, что к такой ситуации привели «несогласованность действий, отсутствие прогноза по результатам принимаемых решений». Президент также напомнил, что правительство уже приняло дополнительные решения по восстановлению пригородного сообщения: так, РЖД получило 25 млрд рублей, в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на период по 31 декабря 2016 года установлена налоговая ставка (НДС) в размере 0%.