В феврале текущего года президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить прерванное пригородное железнодорожное сообщение, а уже потом заняться поиском дополнительных средств. Как возвращаются электрички в регионы, в обзоре ИА REGNUM.

В январе 2015 года пользование инфраструктурой железной дороги для всех ППК подорожало на 25%. Часть российских регионов была вынуждена отказаться от пригородного железнодорожного транспорта, поскольку размер платы владельцу инфраструктуры оказался непосильным для местных бюджетов. Однако еще с 2012 года к обязанностям региональных правительств добавилось возмещение выпадающих расходов транспортных компаний за перевозку пассажиров по регулируемым тарифам. В противном случае дочерние компании ОАО «РЖД» принимают решение об отмене поездов из-за убыточности. В 2012—2013 годах отменили более 300 пригородных маршрутов.

После заявления президента премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о льготном тарифе за пользование инфраструктурой. В целях уменьшения расходов ППК по этой статье и снижения финансовой нагрузки на субъекты ранее установленный коэффициент 0,25 (25%) заменен на коэффициент 0,01(1%). На компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» от установления льготного тарифа выделено 8,8 млрд рублей. При этом в некоторых областях правительства до сих пор не могут договориться с перевозчиками о сумме субсидий.

Так в Оренбургской области с 20 апреля будет курсировать на 10 электричек меньше. Плата за проезд в оставшихся электропоездах увеличится на 25%. В Минэкономразвития региона проанализировали пассажиропоток и тарифы, придя к выводу, что нерентабельно за счет бюджетных средств покрывать расходы пригородный компаний. Отметим, что по сравнению с 2014 годом объем субсидий на возмещение расходов транспортников вырос с 245,8 до 293,1 млн рублей.

Вырастут цены на билеты в электричках в Чувашии на 12,5%, с 24 до 27 рублей за одну десятикилометровую зону. В службе по тарифам Чувашии подчёркивают, что экономически обоснованный тариф пригородного сообщения составляет 44,97 рублей, а по расчётам компании «Содружество», которая выполняет пригородные перевозки в республике с 2011 года, — 67,27 рублей.

В Ярославской области изменили систему формирования тарифа, от расчетов за 10 км пути перешли к покилометровым — 2,9 рубля за км. По данным областного агентства транспорта, средний рост стоимости билетов оценивается в 15%, на деле же, по сообщениям самих пассажиров, стоимость проезда на отдельных участках выросла на 50−75%. В то же время при аналогичной системе расчетов в Ленобласти добились снижения тарифа на 25 копеек за км и остановились на стоимости 2,4 рубля.

В Тульской области тариф не менялся с октября 2013 года и составлял 16,5 рублей за 10-километровую зону. По данным ОАО «ЦППК» за девять месяцев прошлого года фактическая себестоимость проезда составила 27,50 рублей. В то же время компания в конце 2014 года обратилась в регулирующий орган с заявлением об установлении на 2015 год экономически обоснованного тарифа в размере 50,15 рублей. При этом по сравнению с прошлым годом расходы по договору с ОАО «РЖД» увеличены на 34% — с 427 до 572 млн рублей, а собственные расходы ЦППК — в четыре раза с 40 до 159 млн рублей. Глава комитета по тарифам региона отметил, что поскольку ОАО «РЖД» не является субъектом регулирования комитета по тарифам, проверить данные расходы не представляется возможным.

В Омской области повысится стоимость пассажирских пригородных перевозок железнодорожным транспортом только в пределах 2 и 3 зоны. В пределах первой зоны (на расстояние до 5 км) стоимость проезда сохранилась на прежнем уровне — 16 рублей. По словам и. о. председателя Региональной энергетической комиссии, пассажиры будут оплачивать 55% от экономически обоснованной стоимости, остальные средства будут компенсироваться из бюджета региона.

Повысилась стоимость проезда железнодорожным транспортом и в Башкирии. С 1 марта 2014 года стоимость проезда в электричках за каждые 10 км составляла 16 рублей, и чем больше зон проезжал пассажир, тем меньше для него оказывалась стоимость зоны, 10 зон обходились уже по 10 рублей за зону. В соответствии с вновь утвержденными тарифами за первые 10 км вне зависимости от дальности поездки стоимость проезда составит 18 рублей, за каждый последующий километр после 10-го — 1,8 рублей. В результате нововведения незначительно сократилась стоимость поездки внутри одной-двух зон, зато значительно возросли цены на дальние поездки.

В некоторых регионах продолжается сокращение количества пригородных железнодорожных маршрутов. Власти Белгородской и Воронежской областей приняли решение об отмене электрички по направлению Валуйки — Лиски. Основное число пассажиров этих электричек — студенты воронежских вузов, которые по пятницам ездят домой, а по понедельникам — обратно. В правительстве Воронежской области ответственность за отмену электричек возложили на белгородские власти. Пресс-служба правительства Белгородской области проигнорировала запрос и отказалась комментировать решение, отразившееся, прежде всего, на жителях региона.

В Кировской и Нижегородской областях ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» сначала восстановила пригородные маршруты, но в апреле вновь сообщила об отмене нескольких из них. По версии компании, отмена электричек связана с оптимизацией маршрутной сети. Транспортники приостановили движение электричек на тех направлениях, где нет роста пассажиропотока и которые мало востребованы.

В Смоленской области курсирует 62 электрички, однако по сравнению с прошлым годом количество электропоездов сократилось на 11. В администрации региона подчеркнули, что сокращаемые железнодорожные маршруты, за исключением «Гагарин-Москва» и «Москва-Гагарин», «не пользовались повышенным спросом у смолян». Сокращенные маршруты заменили автобусами. В итоге правительство области и «РЖД» достигли договоренности сохранить направление, но количество вагонов в электричках сократить до 4, что поможет существенно снизить затраты на содержание.

В Марий Эл электрички отменены летом 2014 года и в настоящее время возобновление их движения не планируется. По словам главы Минтранса республики, в связи с низким показателем пассажиропотока субсидировать электрички невыгодно.

В Пензенской области решили сократить расходы на железнодорожный транспорт, отказавшись от дневных электричек. «Утром пассажиры должны быть доставлены в Пензу так, чтобы они успели на учебу и работу. А вечером могли без проблем уехать домой. Оплачивать движение пустых вагонов в дневное время не рационально», — заявил губернатор. Однако вопрос расписания полностью пока не урегулирован. При этом объем субсидий на автотранспорт и железную дорогу не сопоставим с количеством перевезенных пассажиров. Так перевезено автобусным транспортом в 2014 году 64,1 млн граждан, услугами электричек воспользовались 1,5 млн человек. В то же время объем субсидирования автобусных перевозок в текущем году составит 12,6 млн рублей, на пригородные поезда предусмотрено около 60 млн рублей.

Аналогичная ситуация в Чувашии. Почти половина всех транспортных субсидий в Чувашии направляется на перевозку 0,44% пассажиров электричек. Субсидии на пригородные железнодорожные перевозки в 14 раз выше, чем на автобусные, количество же перевезенных пассажиров год от года сокращается — в 2013 году на один вагон приходилось 18,4 пассажиров, а в 2014 году — 13,4. Практически пустой вагон.

В Татарстане в 2014 году пригородными электричками перевезено 6,8 млн человек, размер субсидии ППК составил 416 млн рублей. Вместе с тем пассажиропоток в автотранспорте ежегодно стабилен: в 2014 году — 2 млрд 68 млн 900 тыс. пассажиров. Размер субсидии на компенсации проезда льготников в автобусах, маршрутках и троллейбусах в 2015 году — 927 млн 400 тыс. рублей, на пригородные поезда — 381 млн рублей.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, 6 апреля президент РФ Владимир Путин подписал закон, принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации. Согласно документу, ставка по налогу на добавленную стоимость (НДС) на внутренние авиарейсы и перевозки электричками снижена. В отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на период по 31 декабря 2016 года установлена налоговая ставка в размере 0%. По мнению вице-спикера Госдумы Александра Жукова, принятие закона позволит существенно улучшить экономику компаний, которые занимаются пригородным железнодорожным движением в регионах.

Вопрос об электричках прозвучал и в ходе «Прямой линии» с президентом. В частности, житель Саратовской области обратил внимание главы государства на отсутствие электропоезда Саратов — Балашов: «Люди не могут никуда выехать. Как учиться молодежи?». Путин пообещал найти оптимальное решение, отметив, что к такой ситуации привели «несогласованность действий, отсутствие прогноза по результатам принимаемых решений». В то же время он напомнил, что правительство уже приняло дополнительные решения по восстановлению пригородного сообщения — РЖД получило 25 млрд рублей, обнулили НДС, что является «неправильным решением для финансистов». Вместе с тем он считает неприемлемым, когда ходят пустые поезда, которые запустили «из страха», даже в отсутствие ресурсов у регионов.

Между тем в судах рассматриваются иски пригородных пассажирских компаний к регионам-должникам.