Фонд развития моногородов был создан Внешэкономбанком шесть месяцев назад в рамках реализации поручений Президента РФ

В уставных документах Фонда определены цели и задачи его деятельности: софинансирование расходов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов по созданию объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для запуска новых инвестиционных проектов в моногородах; подготовка документации и организация финансирования инвестиционных проектов в моногородах; формирование команд, управляющих проектами развития моногородов, и организация их обучения.

Наблюдательным советом Фонда утверждено одно из ключевых положений, которое регламентирует работу Фонда — о софинансировании инфраструктурных объектов. Разработана документация, которая регламентирует всю организационную и финансовую деятельность Фонда, установлены показатели эффективности для каждого из ключевых направлений работы ФМР. С помощью большого кадрового проекта с участием Агентства стратегических инициатив Фонду удалось сформировать профессиональную команду, которая на сегодняшний день проанализировала 55 инфраструктурных проектов в пилотных моногородах. Напомним, что кадровый конкурс был проведен на площадке АСИ. Агентством было получено свыше 600 анкет, проведено порядка 320 собеседований. Около 40 человек принято на работу, и примерно такое же количество находится в кадровом резерве.

На сегодняшний день подписаны генеральные соглашения с четырьмя регионам: Республика Чувашия, Хабаровский край,

Свердловская и Кемеровская области.

По двум городам Кемеровской области — Юрге и Анжеро-Судженску, которые стояли в списке самых сложных городов, Наблюдательным советом Фонда развития моногородов уже принято решение о выделении средств на развитие моногородов на сумму свыше полутора миллиардов рублей. Как и планировалось, первые проекты фонда будут реализованы в самых сложных городах, в «первой пятерке», которые были определены как «самые проблемные». В первом квартале 2015 года представители Рабочей группы по модернизации моногородов и Фонда развития моногородов посетили эти города — Юргу, Анжеро-Сунженск, Канаш, Краснотурьинск и Надвоицы.

Можно сказать, что Фондом проведена большая работа, и первый этап его становления пройден.

В Анжеро-Судженске запланировано строительство магистрального водопровода, электрической подстанции и линии электропередач. В Юрге будут построены канализационный коллектор и газовая котельная. В результате реализации этих проектов к 2020 году в Кузбассе планируется привлечь порядка 7,5 миллиарда рублей инвестиций, и создать не менее 2 700 рабочих мест.

«Это серьезная амбициозная задача, и конкретно Анжеро-Судженск за это время может превратиться из „моно“ в „стерео“- город. В нем градообразующим предприятием является угольная шахта „Анжеро-Судженск“. Мы считаем, что до 2020 года мы сможем диверсифицировать экономику города. Там добавятся фанерный комбинат, кирпичный завод и у нас большие надежды на нефтеперерабатывающий завод, который называется „Северный Кузбасс“ — отмечает заместитель Председателя государственной корпорации „Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)“, глава Рабочей группы по модернизации моногородов

Ирина Макиева.

В Юрге градообразующим предприятием является Юргинский машиностроительный завод. Администрация Кемеровской области заявляет, что там будет построен завод по производству пенополистирола, завод по производству кровельных рулонных материалов и минерало-ватных плит. „Нам, очевидно, что диверсификация экономики пойдет там большими темпами, и по итогам этой работы будет создано свыше 1 500 рабочих мест. Для нас это решение огромной проблемы, потому что кузбасские моногорода мы считаем одними из самых тяжелых“ — рассказывает Ирина Макиева.

По Канашу решения наблюдательного совета пока нет, но все документы готовы. Само соглашение будет рассмотрено на следующем заседании Наблюдательного совета ФРМ в апреле 2015 года. Здесь градообразующими предприятиями являются „Промтрактор-Вагон“ и Канашский автоагрегатный завод. Планируется создание индустриального парка, на присутствие в котором пока заявлено семь резидентов, в том числе — это завод пор переработке овощей, завод по переработке неорганических химических соединений. Для запуска проекта индустриального парка будут модернизированы очистные сооружения, построена котельная, водопровод и автомобильная дорога. „Это те объекты инфраструктуры, без которых запустить работу промышленного парка невозможно“ — подчеркивает заместитель Председателя ВЭБ.

Согласно регламенту своей деятельности, ФРМ подписывает два соглашения: одно генеральное, о том, что Фонд работает с конкретным городом, и уточняет стоимость проектов и документации. Например, такое соглашение с Правительством Свердловской области уже подписано, но по Краснотурьинску нет пока уточненных данных по суммам, идет проверка документации инфраструктурных объектов. „Думаю, в ближайшее время ФРМ завершит эту работу, и на Наблюдательном совете мы получим согласование софинансирования“ — говорит Ирина Макиева, — инвесторы, которых мы видели в поездке в Краснотурьинск не будут разочарованы. А те, кто занял выжидательную позицию, мы надеемся, придут в „Богословский“ в качестве резидентов».

Второе соглашение — это соглашение о непосредственно софинансировании инфраструктурных объектов.

В марте Рабочая группа посетила моногород Надвоицы Республики Карелия, также претендующий на средства ФРМ. В городе рядом с градообразующим предприятием планируется создание промышленного парка: уже определен якорный инвестор этого проекта и формируется заявка региона на создание инфраструктуры промышленного парка.

Сейчас рабочая группа ФРМ готовит следующий шорт-лист городов для оказания поддержки в 2015 году, они уже посетили город Каспийск в Дагестане, город Камешково во Владимирской области. В ближайшее время эксперты планируют поездки в города Луза и Белая Холуница в Кировской области, затем на очереди Вологодская область и Республика Бурятия.