Стоимость проезда в электричках в регионе выросла до 75% — депутаты опасаются народного недовольства

Долг в 1,6 млрд рублей предъявили железнодорожники Ярославской области — за перевозку пассажиров электричками. Об этом было заявлено на заседании комитета Думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству 13 марта, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в региональной облдуме.

Как отмечалось на заседании, областные власти признают только 228 млн из предъявленной суммы — помимо тех 165 млн рублей, которые были заложены в бюджете Ярославской области на выплату компенсации за пригородные перевозки.

«Костромская область уже имеет исполнительный лист о том, что не доплатили 150 миллионов рублей. И она попала в такие тиски, что ей надо в этом году найти крупную сумму на обеспечение пригородных перевозок, да еще и выплатить по исполнительному листу. И мы все ближе и ближе в Ярославской области к этому процессу. Это мое личное мнение», — заявил присутствовавший на заседании начальник службы развития пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Сергей Пастернак.

По мнению депутатов, причина сложившейся ситуации — в неудачной реформе РЖД, в результате которой пригородное сообщение было выведено из структуры РЖД и передано дочерним пригородным пассажирским компаниям (всего их в стране сегодня 27). В Ярославской области пригородными перевозками занимается «Северная пригородная пассажирская компания», при непосредственно ей принадлежат, как отмечалось, только контрольно-кассовые аппараты и штат служащих. Вагоны же для перевозки пассажиров «СППК» арендует у «РЖД».

«Я знаком с проблемой уж 20 лет. Нечто похожее происходило и с городским общественным транспортом, и в сфере ЖКХ, и в энергетике. Начинаем реформировать, внедрять рыночные механизмы и конкуренцию с надеждой на улучшение качества и снижение цен. А вместо этого, обычно получается резкий рост тарифа для населения и наши попытки его сдержать», — отметил заместитель председателя облдумы Виктор Волончунас.

«Дробление естественных монополий было проведено неправильно. Самые выгодные участки были выведены за скобки и приватизированы, а те сектора, на которых лежит социальная нагрузка, брошены. Их убытки перекладываются на плечи простых граждан и на бюджет», — заявил депутат Эльхан Мардалиев.

Вторая проблема, которая весной может вылиться в активное недовольство граждан — изменение системы формирования тарифа и, как следствие, резкий рост стоимости билетов на пригородные поезда. Ранее стоимость проезда формировалась по зонному тарифу, теперь же утвержден покилометровый: 2 рубля 90 копеек за километр пути. По данным областного агентства транспорта, средний рост стоимости билетов оценивается в 15%, на деле же, по сообщениям самих пассажиров, стоимость проезда на отдельных участках выросла на 50-75%. «Пока еще дачный сезон не начался, но скоро масса людей поедут на свои 6 соток, придут в железнодорожную кассу и взбунтуются!» — говорят депутаты.

«Обращаются и многодетные семьи, и пенсионеры. Сегодня, когда зарплаты не растут, увеличивать на 75% стоимость проезда совершенно неоправданно. Вопрос о структуре тарифа он сегодня главный. Мне не понятно, как составляется этот тариф», — прокомментировал депутат Александр Гончаров.

На заседании комитета было принято решение создать специальную комиссию для изучения ситуации — чтобы внести коррективы до начала дачного сезона. Также депутаты решили обратиться за помощью к сенаторам, поскольку эта проблема касается не только Ярославской области, но и других российских регионов.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в конце 2014 — начале 2015 годов в российских регионах сложилась критическая ситуация с пригородным железнодорожным транспортом. Пригородные пассажирские компании десятками отменяли электрички в регионах, аргументируя решение долгами и нерентабельностью, «крайними» же в этой ситуации оказались жители. Проблема разрешилась буквально за несколько дней — после того, как скандал дошел до президента Владимира Путина, поручившего 4 февраля немедленно восстановить пригородное железнодорожное сообщение в полном объеме.

Вместе с тем, как сообщил в начале февраля ИА REGNUM начальник Агентства транспорта Ярославской области Евгений Ильичев, «в Ярославской области ситуация по пригородному сообщению сегодня нормальная: поезда не отменялись, и планов таких не было. С пассажирской компанией у нас отношения стабильные». На 2015 год, согласно данным агентства транспорта, запланировано 63 пары поездов.