Крупные добывающие предприятия, работающие в Якутии, подтвердили запланированные объёмы производства. Риски существенного спада экономики незначительны. О новых технологиях, применяемых в промышленности республики, и перспективных направлениях отрасли в интервью ИА REGNUM рассказал министр промышленности Республики Саха (Якутия) Андрей Панов.

ИА REGNUM: Какие меры по технической модернизации производства были внедрены на предприятиях в Якутии в последнее время?

Каждое предприятие смотрит по своей ситуации, вносит что-то новое. Например, АЛРОСА разрабатывает и внедряет на подземных рудниках новую систему крепления, они применяют другие анкеры, сетку.

Или возьмем золотодобычу. На Севере никогда прежде не практиковалась переработка золота методом кучного выщелачивания, а «Золото Селигдара» в Якутии начало пользоваться им.

На шахте «Денисовская» в Южной Якутии системой камерно-столбовой разработки начали отрабатывать пласты угля. Это тоже нововведение, у нас так нигде не отрабатывалось, чаще практикуется в зарубежных странах. То есть каждый по возможности внедряет новые методы, чтобы предприятие эффективней работало.

ИА REGNUM: С какими проблемами столкнулась отрасль с наступлением новых экономических реалий?

У крупных добывающих предприятий, имеющих свой капитал и возможность кредитоваться в банках, никаких проблем не наблюдается. Они обеспечены основным объёмом производства.

Другое дело, более мелкие организации. Например, те, которые занимаются золотодобычей. Сейчас на рассмотрении в банках находятся запросы на кредитование порядка 12 предприятий для начала промывочного сезона. В связи с тем, что ГСМ для работы завозить надо по зимникам, есть определённые проблемы. Со своей стороны мы стараемся помочь им: проверяем планы, даём на них заключения, чтобы банки могли убедиться, что мы действительно подтверждаем объёмы и возможности этих предприятий.

ИА REGNUM: Ваши прогнозы о территории опережающего развития «Заречье», о которой много говорят сегодня в Якутии — будет ли реализован проект, учитывая волнения в обществе?

Ни одного расчёта нет, но люди уже против. Пока нет даже документа, где было бы написано, какие будут стоять объекты, оборудование, какие для этого потребуются объёмы потребления ресурсов, какие возможны выбросы. Люди уже не хотят, протестуют. Хотя постановка вопроса не совсем верная. Выбросы — а может быть их и не будет вовсе. Их не должно быть. В стране давно изменились все нормативы, экологические требования очень жёсткие. Надо понимать, что прежде чем проект кто-то подпишет, он изначально проходит полную экспертизу соответствия.

На самом деле это очень хороший проект — планируется построить завод по производству сжиженного газа. Газ — это не нефтепереработка, где возможны разливы нефти, мазута и так далее. Такого с газом не будет. Это замкнутый цикл технологического процесса, никто в реку выливать отходы не намерен — их попросту нет, этих отходов. Зато надо понимать, что появятся новые рабочие места, поступление налогов в местный бюджет, которые будут использованы на строительство дорог и развитие инфраструктуры.

Второй завод, который запланирован в рамках ТОСЭР «Заречье», по производству карбамида. Что такое «карбамид»? Это минеральное удобрение, которое используется на всех видах почв под любые культуры и обеспечивает хорошие урожаи. Почему бы этим не воспользоваться? Тем самым мы снизим зависимость от завозимой продукции.

В обществе говорят, что в Индии был завод по производству химикатов, где произошла авария с выбросом вредных веществ. Но там производили удобрения не для сельского хозяйства, а химикаты для отравы насекомых, это совсем другой расклад, такого мы здесь никогда не позволим и не будем делать.

ИА REGNUM: В Якутии началось строительство газопровода «Сила Сибири», какие выгоды он принесёт республике?

Это грандиозный для нас проект, который позволит обеспечить газом Южную Якутию и затем вывести его с наших месторождений на внешний рынок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Возглавляет его «Газпром»: подразделение «Газпром трансгаз Томск» будет строить магистральный газопровод, отвечать за строительство; «Газпром добыча Ноябрьск» отвечает у нас за разработку Чаяндинского газоконденсатного месторождения.

Несомненно, мы считаем, что это принесёт большой импульс для экономики республики. Газопровод будет строить порядка 12-14 тысяч человек, и в дальнейшем более 3 тысяч человек займутся обслуживанием и месторождения, и газопровода. Планируется, что это будут местные кадры, которых мы здесь подготовим, чтобы они в дальнейшем там работали. Отдельно с Министерством профессиональной подготовки и расстановки кадров вопрос этот прорабатываем. Совместно с «Газпром трансгаз Томск» у нас есть соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, так же как и с корпорацией «Газпром».

ИА REGNUM: Как, по вашему мнению, сложится непредсказуемый 2015 год в отрасли?

Надеемся, что все наши планы сбудутся, несмотря на сложную экономическую ситуацию в Российской Федерации. Мы живем не в замкнутом мире, всё равно то, что происходит, косвенно или прямо нас касается — санкции, проблемы с банками.

Хотелось бы, чтобы вопросы кредитования в преддверии промывочного сезона у нас решились, и добыча произошла по планам. Первое, что мы сделали, когда вышли после новогодних праздников — направили запросы во все крупные предприятия о подтверждении исполнения их планов. В принципе, все крупные предприятия нам подтвердили, что все запланированное они готовы исполнять. Такова наша позиция: всё нормально, кризис нас сильно не коснётся.