Высокий уровень теневого оборота в Дагестане и низкие показатели налогов и сборов отражают общее состояние экономики республики. Такое мнение 27 января высказал ИА REGNUM дагестанский экономист Маир Пашаев, отметив, что настоящих исследований в этой сфере мало.

По его мнению, уровень теневого сектора дифференцируется по сегментам экономики. Так, в сфере промышленного производства, сегменте госмонополий и крупного корпоративного бизнеса недекларируемый оборот не превышает четверти. А в сегментах малого и среднего бизнеса существенно выше, возможно, достигает 60%.

Причиной такой ситуации экономист назвал несколько факторов, в числе которых низкий уровень законности, высокий уровень коррупции, отсутствие долгосрочных целей бизнеса, в частности реинвестиций и капитализации, низкий уровень корпоративной культуры, высокая стоимость кредитных средств, высокие риски и издержки, низкая рентабельность. Все факторы вкупе заставляют уходить в тень, считает эксперт.

«Последствия этого — самый низкий в стране уровень налогов и сборов, не более 5% от ВРП (для сравнения по СКФО 10%, по РФ 20%). В начале 2013 года Глава Дагестана обещал за два года поднять уровень сбора налогов до 10%, довести собственные доходы до 50 млрд рублей, но эта задача не выполнена. Более того, за 2014 год наблюдается снижение этого показателя до 4,5% от ВРП, собственные доходы практически на уровне 2013 года (25,8 млрд рублей), план не исполнен, а план 2015 года на 6% ниже фактического объема собственных доходов 2013 года и на четверть (!) — плана 2014 года.

Эффективность экономики резко снижается: совокупный финансовый результат по экономике Дагестана за 2013 год — убыток 3,7 млрд рублей, за 10 месяцев 2014 года убыток составил 7,1 млрд рублей, прогноз по итогам года — убыток порядка 8-9 млрд рублей. В такой ситуации, как говорится, не до налогов, лишь бы выжить», — отметил Пашаев.

Кроме того, эксперт считает, что для выхода из такой ситуации у дагестанского правительства нет четкого решения, хотя определенная работа по легализации налогооблагаемой базы делается.

«Потенциал экономики не используется, и нет самого главного — доверия к республиканской власти, условий для инвестиций, долгосрочной мотивации бизнеса, эффективной экономической политики, качественного планирования экономики и проектирования отраслей, сегментов, рыночных ниш. Как, скажем, и срочных антикризисных решений, плана импортозамещения и поддержки бизнеса в этом сегменте, новых подходов, схем и стимулов привлечения инвестиций. Их нет, при существующем уровне компетенций правительства они и не предвидятся. Нужны решения и стимулы более высокого порядка, чем просто призывы становиться на учет и платить налоги», — считает эксперт.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в ходе ежегодного послания парламенту республики отметил, что 60% экономики Дагестана находится в тени. По мнению главы республики, в рамках реализации приоритетного проекта развития республики «Обеление экономики» в прошлом году на учет были поставлены 41 тыс. земельных участков, 22 тыс. объектов недвижимости. Из 2,5 тыс. субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации, более половины поставлены на учет впервые. Причиной такого положения, по словам Абдулатипова, стала недобросовестная работа Управления федеральной службы Росреестра по РД.