Кризисные тенденции в экономике не «убьют» рынок коммерческой недвижимости Москвы, но вынудят арендаторов серьезно оптимизировать свой бизнес, подстраиваясь под снижающийся спрос со стороны населения — такую точку зрения корреспонденту ИА REGNUM высказали эксперты, комментируя ситуацию в этом сегменте рынка недвижимости города.

«Сейчас довольно сложно прогнозировать, что будет с рынком коммерческой недвижимости в 2015 и последующие годы, но можно с относительной уверенностью утверждать, что востребованными останутся магазины товаров повседневного спроса (так называемые FMCG), — считает председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников. — Как показывают наши исследования, Москве по-прежнему не хватает порядка 500 тысяч кв. метров точек, торгующих продуктами питания и товарами повседневного спроса. Лишь 17 из 121 столичных кластеров, то есть не более 14%, обеспечены в необходимой степени FMCG-магазинами. Поэтому крупные сетевые ритейлеры смогут спокойно развивать свои сети в районах массовой застройки. Особенно успешны будут дискаунтеры».

Что касается сегмента магазинов, то на него, как и на любой другой, заметно повлияли политические и макроэкономические перипетии 2014 года, констатировал аналитик. Тем не менее, в ключевых торговых коридорах можно говорить, скорее, не о росте доли вакантных площадей, а о смене профиля арендаторов, считает он. В частности, на центральных улцах Москвы среди арендаторов растет доля банков и общепита, а магазины одежды, аксессуаров и т.д. постепенно уходят в крупные торговые центры.

«В целом торговые операторы сегодня занимаются, в основном, не развитием бизнеса, а его оптимизацией, то есть буквально пытаются спасти сети — закрывают неэффективные магазины, уходят с площадок, где не удается договорится о фиксации ставок в рублях, — отметил Колокольников. — Обороты ритейлеров снизились на 10-20%, у некоторых — на все 30%. В таких условиях проще закрыть магазин, чем содержать его. На этом фоне собственники начинают предлагать арендаторам более выгодные условия аренды площадей, в частности, пересчитывают ставки в национальной валюте, переходят на договоры аренды со ставкой, рассчитываемой от оборота. Наибольшие трудности испытывают вновь открывшиеся торговые центры, которые пока не успели найти свою аудиторию и вряд ли смогут это сделать в обозримом будущем из-за падения доходов населения. В более-менее устойчивом состоянии находятся только лучшие, давно реализованные проекты».

Что касается ресторанов — как правило, в кризис «проседают» сегмент высокий и выше среднего, в свою очередь, отметила заместитель генерального директора компании RRG Эвелина Ишметова. «Люди начинают экономить на походах в рестораны и бОльшим спросом пользуются фаст-фуд (особенно в торговых центрах) и рестораны средней ценовой категории. Потребители также больше готовят дома. Таким образом, общепиту приходится бороться за клиентов различными путями: появляются более дешевые форматы, повышается качество обслуживания, проводится оптимизация расходов», — сообщила Ишметова корреспонденту ИА REGNUM.

Если основными тенденциями 2014 года в Москве стали рекордный ввод новых торговых объектов, пересмотр коммерческих условий в большинстве столичных моллов и рост уровня вакантных помещений, то 2015 год внесет коррективы в этот процесс, уверены специалисты. Новые торговые комплексы уже в 2014 году зачастую испытывали сложности с привлечением арендаторов — в некоторых проектах из-за низкой заполняемости на момент ввода пустовало более 70% помещений. В результате упавшего спроса со стороны ретейлеров уровень вакантных площадей в среднем по Москве вырос до 6%, увеличившись за год на 3,2%, отмечают эксперты компании Colliers International.

На 2015 г. в Москве заявлено к открытию 26 профессиональных торговых центров, однако, по мнению аналитиков Colliers International, выход на рынок ряда объектов будет перенесен на более поздние сроки. Специалисты компании JLL также полагают, что значительную долю ввода 2015 года сформируют проекты, открытие которых было перенесено с прошлого года. «В условиях, когда московские торговые центры фиксируют снижение покупательской активности, ретейлеры оптимизируют затраты на аренду и закрывают нерентабельные магазины. В регионах покупательная способность жителей ниже, чем в столице, и очевидно, что они пострадают в этой ситуации больше, и это также скажется на ставках аренды», — резюмировала директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL Татьяна Ключинская.