У дороги из Дагестана в Грузию через Большой Кавказский хребет, проект которой планируют реализовать власти региона, может возникнуть конкурент. Глава Чечни Рамзан Кадыров на пресс-конференции по итогам года 26 декабря заявил, что власти Чечни разрабатывают планы строительства автомобильной и железной дороги из Чечни в Грузию.

Напомним, дагестанские власти еще в 2013 году заявили о планах по реализации масштабного проекта — строительства дороги из горного Дагестана в Грузию, восстанавливающего старую Аваро-Кахетинскую дорогу, которую пришлось закрыть после распада СССР и образования новых государств. В июле 2014 года ГКУ «Дагестанавтодор» презентовал проект дороги, стоимость строительства которой будет составлять примерно 28-32 млрд рублей. По словам руководителя Дорожного агентства Дагестана Загиба Хучбарова, при реализации проекта предполагается вариант частно-государственного партнерства. Для того чтобы убедить в экономической целесообразности проекта, Дорожное агентство будет участвовать в различных программах и добиваться помощи от федерального центра.

Как сообщало ИА REGNUM, 26 сентября 2013 года на базу строителей Аваро-Кахетинской дороги ОАО «Мостотряд-99» в Шамильском районе Дагестана было совершено нападение. Вооруженные бандиты связали четверых строителей и требовали прекратить строительство дороги, так как, по их мнению, это дорога предназначается исключительно для военных нужд Российской армии. После этого злоумышленники сожгли четыре строительных вагончика с одеждой и рабочими инструментами, а самих строителей со связанными руками вывезли по направлению села Кособ Тляратинского района, где закрыли в одном из строений и завалили дверь камнями. На следующий день строителям удалось самостоятельно выбраться из этого строения.

Однако позже в пресс-службе ГКУ «Дагестанавтодор» корреспонденту ИА REGNUM сообщили, что строительство Аваро-Кахетинской дороги еще не ведется. В районе дороги проводились работы в соответствии с программой, рассчитанной до 2020 года, по доведению асфальта до райцентров. Проект Аваро-Кахетинской дороги еще не получил необходимого одобрения федерального центра.

Напомним, нынешний проект Аваро-Кахетинской дороги предполагает, что она пройдет по территории четырех горных районов Дагестана. Протяженность дороги составит около 80 километров. Эксперты отмечают, что строительство дороги будет способствовать развитию горных депрессивных районов Дагестана. Так, дагестанский экономист Халил Халилов в комментарии ИА REGNUM отметил, что в строительстве дороги есть несомненные плюсы для Шамильского, Тляратинского, Цунтинского районов и Бежтинского участка. «Строительство дороги поможет решить сразу несколько вопросов. В первую очередь там, где строится дорога, всегда бывают рабочие места. После окончания стройки дорогу надо будет содержать и обслуживать. Таким образом, для местного населения будут обеспечены рабочие места. Второе — возможности для бизнеса: вдоль дороги появятся торговые объекты, гостиницы, заправки и т.д. Кроме того, в случае установления торговых связей с Закавказьем, увеличится грузооборот через эту территорию. Появится возможность обслуживать товарные потоки», — отметил эксперт.

Кроме того, по мнению Халилова, есть возможность развивать в этих районах туризм, так как погодные условия, особенно летом, позволяют это делать. Природа в этих горных районах резко отличается от природы в остальном Дагестане. Также вдоль дороги расположено большое количество культурных памятников. Есть целый комплекс сигнально-сторожевых башен. «Мы помним еще времена, когда из Азербайджана, Грузии и горных районов Дагестана приезжали люди для лечения недугов в горячих источниках в ущелье реки Симберис-Хеви, которая протекает по Бежтинскому административному участку. Обслуживание туристов — это дополнительные рабочие места и возможность заработать», — отметил Халилов.