Порто-франко Владивосток: в Приморье не поняли Путина
Приморский край, 29 декабря, 2014, 15:03 — ИА Регнум. Поручение президента РФ
«Предлагаю предоставить Владивостоку также статус свободного порта с привлекательным, облегчённым таможенным режимом. Напомню, что такая возможность предусмотрена в отношении Севастополя и других портов Крыма», — заявил Владимир Путин в ходе своего ежегодного послания к Федеральному Собранию.
Согласно сформированному перечню поручений по реализации послания президента Федеральному Собранию уже в срок до 15 июля 2015 года необходимо обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих предоставление Владивостоку статуса свободного порта. Полномочный представитель президента на Дальнем Востоке решил максимально ускорить этот процесс.
«Конфигурация будущего статуса открытого порта Владивосток будет подготовлена уже до конца января», — заявил Юрий Трутнев в ходе итоговой пресс-конференции.
В Приморье поручение Владимира Путина о свободном статусе порта Владивосток переименовали и готовятся к созданию Порто-франко Владивосток. Директор института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин уверен, что Владивосток не готов к увеличению объемов грузопотока. Для этого недостаточно развита портовая инфраструктура: мало железнодорожных путей, перевозка грузов автотранспортом уже сейчас полностью блокирует движение в столице Приморья, бухта Золотой Рог не в состоянии принять современные большегрузные суда — такие доводы выдвинул в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM эксперт.
Для реализации проекта «Порто-франко Владивосток» в полном масштабе потребуются огромные инвестиции, на которые в условиях кризиса, рассчитывать не приходится.
«Режим Порто-франко или режим свободного порта предполагает преференции и упрощение процедуры таможенного оформления и пограничного контроля. Если все это сделать, как положено, то во Владивосток потянутся многие зарубежные суда, которые сегодня разгружаются, допустим, в порту Далянь, а потом через Китай везут грузы в Европу. Конечно, если у нас будет таможенная выгода, на Владивосток увеличится грузопоток. Но сегодня порт, с точки зрения организации больших объемов грузоперевозки, не готов к этому. Во-первых, здесь очень мала емкость бухты Золотой Рог. Во-вторых, во Владивостоке маленькие глубины у причальных стенок, а современные грузовые суда имеют осадку 12 метров. Они просто не зайдут в порт или придется производить углубительные работы. Как бы там не говорили, что наш порт не замерзает, тем не менее, вся бухта с декабря по март забита льдами. В-третьих, причальных стенок мало. Те, что есть, не обработают большой объем груза. И, наконец, самое страшное, у нас нет в достаточном количестве подъездных железнодорожных путей. Если говорить о грузоперевозках в пределах Дальнего Востока, то, да, их можно осуществлять по автомобильным магистралям. Но и тут возникает вопрос. Ведь сейчас все чаще поднимается тема запрета грузового потока по дорогам Владивостока в дневное время. Отчасти из за них возникают многокилометровые пробки. Например, в Шанхае только ночью разрешено движение большегрузов. У нас же сейчас при небольшом потоке грузовых автомобилей движение в городе парализовано. Единственная перспектива — это строительство Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД). Сейчас, когда очень сложная финансовая ситуация в стране, трудно поверить, что объездную дорогу начнут строить. Заявление Путина не до конца продуманно и просчитано, над ним еще предстоит много работать, а затем финансировать», — считает Александр Латкин.
Депутат Законодательного Собрания Приморского края Артем Самсонов в реализации масштабного проекта «Порто-франко Владивосток» видит два пути. Один из них, наиболее очевидный, закроет Владивосток как город, но откроет как порт, об этом краевой парламентарий рассказал корреспонденту ИА REGNUMM.
«Что имел в виду президент, говоря о свободном статусе для Владивостока, так и не понятно. Порто-франко — это специально выделенная зона. Этот статус позволяет без пошлины провозить товары. Стимулирует открывать на территории новые производства и эти товары перерабатывать. Поэтому на территории Порто-франко начинают быстро развиваться крупные производства. Это все хорошо, но возникает вопрос — где делать территорию Порто-франко во Владивостоке? Если только на территории порта, тогда в чем смысл — и сейчас можно ввести на склад торгового порта товар без пошлины. Строить заводы по переработке на территории существующего порта просто негде. Если же весь Владивосток получит статус Порто-франко, для нас это будет очень хорошо с одной стороны. Купил в Японии поддержанную иномарку и ввез ее во Владивосток без пошлин, то же самое касается всех других товаров. В городе появятся заводы по переработке — тоже хорошо. Но, тогда сам Владивосток станет закрытым, придется ставить таможенные посты на выезде из города и проверят буквально каждый выезжающий автомобиль, а это не реально», — считает Артем Самсонов.