Борис Кагарлицкий. Драма КТЗ и её уроки
Москва, 18 декабря, 2014, 22:15 — ИА Регнум. Концерн «Тракторные заводы» (КТЗ), один из крупнейших машиностроительных концернов России находится на грани катастрофы. Консорциум государственных и частных банков, предоставивших на его развитие кредиты, но не получивших их назад, сегодня вынужден прибегать к судебным тяжбам, чтобы попытаться получить назад хотя бы часть вложенных средств. В это же время, рынок наводнен информацией о скупке этих долгов с дисконтом в 70%, фирмами, аффилированными с руководством КТЗ. Прежние владельцы компании г-н Альберт Баков и Михаил Болотин, получившие кредит под залог собственности, претендуют на восстановление контроля над ней.
Банки можно понять, они давали деньги в расчете на прибыль. Гораздо сложнее понять позицию государства, выступившего в свое время гарантом при предоставлении кредита, топ-менеджеров и собственников КТЗ, которые довели ситуацию до нынешнего критического состояния, чреватого банкротством и закрытием 17 заводов, входящих в концерн и потерей тысяч рабочих мест. Почему вообще предприятия, часть из которых имеет оборонное значение, были приватизированы? Куда делись средства, выданные банками в кредит предприятиям? Где модернизация, развитие производства, о чем красиво расписано на сайте КТЗ?!
Разгром КТЗ чреват не только серьезным ослаблением и без того находящейся в трудном положении отечественной промышленности, но и масштабными социальными потрясениями. Речь не только об увольнении тысяч рабочих, но и об экономике целых регионов, к тому же разбросанных по всей стране — от Поволжья до Урала. Рабочие коллективы уже находятся в крайне встревоженном состоянии, о чем свидетельствуют выступления и письма с предприятий.
Совершенно очевидно, что разрешение кризиса должно контролироваться государством. Банки должны получить назад вложенные деньги, но если власть заинтересована в предприятиях, контроль должен быть конкретным и реальным. Возврат завода прежним собственникам за обесцененные рубли не является решением. Какие гарантии того, что даже в случае благополучного разрешения конфликта всё то же самое не начнется сначала? Вмешательство государства и переход предприятий в его прямое управление вплоть до окончательно разрешения кризиса необходимы для того, чтобы, с одной стороны, гарантировать сохранение производств и защитить права трудовых коллективов, а с другой стороны, обеспечить возврат средств и уважение законных прав банков, финансировавших КТЗ.
Другое дело, что ситуация с КТЗ весьма типична и заставляет задумываться о множестве схожих конфликтов, разворачивающихся сегодня в нашей промышленности. Их надо разрешать системно, выработав общие принципы и подходы, а не панически в режиме пожарной команды. Офшорные схемы управления собственностью, ставшие характерными для отечественной промышленности, являются серьезной угрозой для её развития. Вывод средств из предприятий при таких схемах оказывается важнейшей задачей хозяев и менеджмента, а в результате производство деградирует и умирает. При сохранении подобной структуры собственности развитие и модернизация невозможны в принципе. Именно поэтому принципиально необходимо использовать нынешний кризис для восстановления государственного контроля над стратегически важными производствами, а также над финансированием промышленности и использованием средств.