На 1-й Тверской-Ямской улице, д. 22 полностью снесен доходный дом Прошиных 1905 года постройки. В настоящий момент от здания, построенного по эксклюзивному проекту архитектора Павла Заруцкого, ничего не осталось, его уничтожили с помощью отбойных молотков, сообщили корреспонденту ИА REGNUM активисты общественной организации «Коалиция „В защиту Москвы“.

»Дом Прошиных был выстроен в стиле модерн. Его фасад украшал полихромный фриз, изображающий подснежники — один из любимых цветов эпохи символизма. Фриз был выполнен в технике сграффито, характерный для архитектуры того времени, но в Москве более нигде не использовавшейся, — уточнили общественники. — Реконструкция дома была согласована рабочей группой так называемой «сносной комиссией» в 2012 году. Эксперты согласились с разборкой дворового фасада, при условии, что главный фасад, выходящий на Тверскую улицу, будет сохранен и отреставрирован. Несмотря на решение экспертов о сохранении ценного фасада, он утрачен безвозвратно. Москва лишилась памятника, который не имел аналогов".

«Незаконный снос уникального дома на главной улице Москвы ставит вопрос о дееспособности городских властей в сфере градостроительства», — в свою очередь, заявили градозащитники из общественного движения «Архнадзор». «За 10 с лишним лет, со времен сноса „Военторга“ на Воздвиженке в 2003 году, это самая крупная утрата Москвы „Серебряного века“. Совершено настоящее преступление против отечественной истории и культуры, ставшее возможным благодаря полнейшей безнаказанности девелоперов и неспособности московских властей контролировать исполнение собственных решений, — констатировали общественники. — Дом Прошиных, перестроенный в 1905 г. по проекту архитектора Павла Заруцкого из более раннего здания, по единодушному мнению специалистов, представлял собою особо ценный образец архитектуры московского модерна. Его главный фасад был украшен изящным полихромным фризом с изображением подснежников. Фриз, выполненный в технике сграффито, характерной для лучших построек европейского „ар нуво“ начала ХХ века, не имел аналогов в архитектуре Москвы».

Вопрос о реконструкции дома Прошиных под гостиничный комплекс осенью 2012 года дважды рассматривался рабочей группой комиссии правительства Москвы по вопросам градостроительства в зонах охраны объектов культурного наследия. Рабочая группа согласилась с возможностью реконструкции (с частичной разборкой, надстройкой и освоением подземного пространства) при условии обязательного сохранения и реставрации подлинного главного фасада. Таким образом, заказчиком строительных работ ООО «Компания Миретта» и подрядчиком ООО «ТСА» произведен полный снос здания вопреки решению Рабочей группы и без санкции самой комиссии. «Это грубейшее нарушение нормативных актов правительства Москвы — девелопер фактически бросил открытый вызов городским властям, — подчеркнули в „Архнадзоре“. — Напомним, что в мае 2013 года городское ОАТИ уже останавливало работы по данному адресу ввиду отсутствия на стройке необходимой документации». Несанкционированные сносы исторической застройки стали повседневной практикой московского градостроительства, констатировали общественники. Только в конце июля — первой половине августа 2014 г. «Архнадзором» зафиксировано 4 таких случая (Буженинова ул., 30, стр. 2; Таганская ул., 38, стр. 1; Ленинградское шоссе, 61, ул. Серегина, 5, корп. 3).

«Снос на 1-й Тверской-Ямской ул., 22 — откровенное и наглое уничтожение уникального здания на главной улице города — ставит вопрос о дееспособности московских властей в сфере градостроительства. Для чего нужны, чего стоят городские нормативные акты, комиссии по вопросам градостроительства, контролирующие органы — если все их положения и решения в открытую игнорируются зарвавшимися девелоперами? Если снос дома Прошиных останется безнаказанным или его организаторы отделаются копеечными для строительного бизнеса штрафами — городские власти распишутся либо в полном бессилии перед разрушителями исторической Москвы, либо в полном безразличии к судьбе ее памятников», — резюмировали градозащитники.

ПО мнению общественников, городские власти обязаны провести незамедлительное расследование обстоятельств сноса дома Прошиных и привлечь к ответственности его организаторов. «Девелоперские» и строительные фирмы, причастные к сносу, должны потерять право не только на застройку участка, но и на работу в Москве. А собственники, заказчики и подрядчики работ — при реконструкции исторических зданий с обязательством полного или частичного их сохранения — обязаны предоставлять городу юридические, имущественные и финансовые гарантии соблюдения этих обязательств. «Адекватная финансовая и имущественная ответственность девелоперов позволит покончить с самовольными сносами, „самообрушениями“, „случайными“ пожарами и прочими „стихийными“ бедствиями, уничтожающими наш исторический город», — резюмировали градозащитники.