Челябинское УФАС заподозрило авиакомпании «Аэрофлот», «Сибирь» (S7), «Уральские авиалинии» и «ЮТэйр» в картельном сговоре и нарушении закона «О защите конкуренции». Для того, чтобы понять, сколько должен стоить авиабилет Москва-Челябинск-Москва, антимонопольщики напрямую спросили об этом жителей Челябинска.

Руководитель ФАС Игорь Артемьев уже обращал внимание на цены на авиабилеты. Не так давно он заявил, что используемые системы бронирования авиабилетов не способствуют снижению цен. «Закон экономики говорит: вместо того чтобы летать с пустыми креслами, нужно снижать цену, чтобы студент или бабушка смогли улететь», — цитируют Артемьева «Ведомости».

Но системы бронирования этого не позволяют сделать, указывает он, поддерживая цены на прежнем уровне. «Мы хотим эту систему уничтожить. Ей на смену должна прийти не навязанная нам Западом система, а мы должны сделать свою ‑ и сделать лучше», — заявил Артемьев.

Предлагаемая челябинским пассажирам к заполнению анкета наряду со стандартными вопросами о частоте полетов и способах приобретения билетов содержала и вопрос: «Какая цена на авиабилеты (тариф эконом-класса), по Вашему мнению, приемлема (экономически обоснована)?» а также аналогичный относительно тарифов бизнес-класса.

По мнению экспертов, сотрудники ФАС не понимают структуру авиационного бизнеса. «Большинству российских авиакомпаний некуда снижать цены. В авиации есть такое понятие как доходная ставка на один пассажирокилометр. По этому показателю компании уже сейчас почти на уровне европейских лоукостеров, — считает Алексей Синицкий, главный редактор «Авиатранспортного обозрения». — Авиакомпании вообще в золоте не купаются. Их рентабельность в лучшем случае 2−3%. Четыре процента это уже очень высокая рентабельность. А так они в лучшем случаи балансируют около нуля. А ведь бываю годы, когда авиакомпании в минусе». При этом не стоит забывать, что некоторые направления авиаперевозок убыточны. «У нас внутренние перевозки убыточные все, в целом, по всей российской гражданской авиации. То есть авиакомпании только на международных перевозках что-то зарабатывают, куда там еще снижать цены?», — возмущается Синицкий.

С ним согласен аналитик Инвесткафе Кирилл Маркин: «Если говорить о других направлениях, то эти же самые перевозчики там активно конкурируют. Тут не сговор, а попытка выйти «в ноль». Скорее всего, перевозки по «челябинскому» направлению просто нерентабельны. И авиакомпании пытаются покрыть свои расходы на обслуживание. Понятно, что потребителю нужны дешевые билеты. Но мало кто задумывается, из чего складывается стоимость билета. А ведь авиакомпании нужно не только платить зарплату и тратиться на горючее, но содержать борта, платить за стоянку в аэропорту и т.д. и т.п.», — напоминает Маркин. Как отмечают СМИ, челябинский УФАС уже не в первый раз проводит такие соцопросы: «Летом прошлого года, например, антимонопольщики уже проводили опрос, посвященный упаковке шашлыков, а незадолго до этого интересовались мнением жителей относительно рекламы стоматологической клиники с использованием образа чернокожего младенца». Заместитель генерального директора инвесткомпании «Регион» Анатолий Ходоровский считает, что ФАС просто не понимает основ экономически-финансовой деятельности авиаперевозчиков. «ФАС просто не понимает тарифной политики авиакомпании. Они уверены, что авиакомпании должны продавать дешевые билеты. При этом ФАС не утруждает себя разбираться в экономики авиакомпаний», — говорит Ходоровский. Он объясняет, что «у авиакомпаний есть экономика, которая диктует вместе со спросом тот или иной тариф на том или ином направлении. Это зависит от очень многих факторов — от используемой техники, от потенциального пассажира и множества других факторов. Но ФАС в это вникать почему-то не хочет. Он смотрит на конечный тариф и ратует за его снижение. Но это популизм».

Ходоровский предупреждает, что если цена билета будет экономически необоснованной, то в перспективе это может привести к фактическому банкротству авиакомпаний.