Перспектив электроэнергетики в России 2014 году представляются вполне радужными - эксперт
Москва, 26 декабря, 2013, 18:57 — ИА Регнум. Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"
ЭНЕРГЕТИКА
Ситуация в электроэнергетике практически с начала года остаётся непростой. Стагнация, которая распространилась на всю российскую экономику, не могла не отразиться на энергетической отрасли, поэтому большинство ключевых показателей отрасли снизились. Так, согласно данным
Если говорить о перспективах отрасли, то понятно, что многое будет зависеть от ситуации в экономике, однако пока никаких факторов, которые бы указывали на преодоление стагнации, не наблюдается. Вместе с тем, помощь энергетикам может придти в виде осенне-зимнего сезона, когда потребление электроэнергии и тепла традиционно возрастает. Поэтому не исключено, что из-за сезонного фактора будет меняться потребление электроэнергии и тепла, что положительно скажется на производственных и экономических показателях энергетических компаний, что позволит им, если не превысить показатели 2012 года, то хотя бы достигнуть сравнимые с ним показатели или не так сильно упасть по сравнению с ними.
Одной из интересных тенденций года в отрасли стало продолжение создания собственных сбытовых компаний многими крупными потребителями. Например, собственные сбытовые компании есть у компании
Что касается перспектив электроэнергетики в 2014 году, то они представляются вполне радужными. Объясняется это тем, что роль энергетики в жизни страны нисколько не уменьшится, как мы все зависели от её нормальной работы, так и будем зависеть. Во-вторых, это одна из ключевых отраслей всей российской экономики, активно участвующая в формировании доходной части бюджета, и помогающая другим отраслям в их повседневной работе. В-третьих, модернизация отрасли, обновление материально-технической базы продолжится, что повысит её устойчивость, создаст необходимые резервы для эффективной работы. Учитывая всё вышесказанное, можно утверждать, что в 2014 году у энергетики есть все основания для успешной работы, дальнейшего развития, достижения отличных производственных и финансовых результатов.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Естественно, что стагнация в экономике не могла не отразиться на промышленности. Это подтверждается и данными статистики. Так, согласно данным Росстата, индекс промышленного производства в стране за январь-ноябрь текущего года составил 99,9%. Именно стагнацией и объясняются такие показатели работы многих отраслей. Кроме того, определённое замедление в ряде отраслей может объясняться их значительным ростом в течение последних трёх лет после кризиса, и сейчас, можно сказать, наступила своего рода "передышка" в некоторых отраслях, что и отразилось в статистике. Ещё одно возможное объяснение заключается в том, что есть некоторая инерция в экономике, из-за чего не все отрасли сразу реагируют на ухудшение конъюнктуры рынка, а с задержкой в несколько месяцев. Тем не менее, есть отрасль, которая в этом году показывает весьма неплохие результаты - это химическая индустрия.
Так, согласно данным Росстата, индекс производства по виду деятельности "химическое производство" за январь-ноябрь 2013 года составил 104,5% по сравнению с АППГ. Производство основных видов продукции в отрасли за январь-октябрь 2013 года выросло по сравнению с АППГ. Согласно данным Росстата, в России бензола было произведено за 10 месяцев этого года 988941,2 тонн (+14,32% к АППГ); каучуков синтетических было произведено 1240913 тонн (+4,9%); пропена (пропилена) - 1082255,2 тонн (+20,14%); фенола синтетического кристаллического - 232926,2 тонн (+2,27%); этилена - 2197651 тонн (+21,34%).
Достаточно посмотреть на текущую статистику потребления в нашей стране ключевых продуктов нефтехимии и сравнить их с показателями других стран, чтобы увидеть что мы серьёзно отстаём от них и среднедушевое потребление многих продуктов химической промышленности в России намного меньше чем в европейских странах. Так, среднедушевое потребление этилена у нас в стране примерно в три раза ниже, чем в Западной Европе. Производство бензола на 1 человека в Европе составляет порядка 20 килограмм, у нас данный показатель не превышает 7 килограмм. Среднедушевое производство полиэтилена, поливинилхлорида, полиэтилентерефталата, полистирола и полипропилена составляет порядка 20 с небольшим килограмм, в то время как в Западной Европе этот показатель составляет почти 80 килограмм. Не зря же,
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
То, что железнодорожный транспорт важен для развития любой страны, давно уже стало общим местом и вряд ли кем-то оспаривается. В отношении нашей страны это утверждение справедливо даже не на 100, а на 200, или даже 300% с учётом размера нашей территории, количества часовых поясов и климатических зон. Есть масса примеров, когда только железная дорога связывает многие населённые пункты нашей страны с крупными городами, другими регионами. Поэтому неудивительно, что железнодорожному транспорту в нашей стране всегда уделялось огромное внимание, как со стороны государства в целом, так и со стороны отдельных его институтов, бизнеса, населения страны. Вместе с тем, и проблемы страны, её экономики, практически сразу отражались на железных дорогах страны, соответственно, наблюдалась и обратное - при малейших сбоях в работе железных дорог, это на себе чувствовала вся страна, многие организации и граждане.
Всё же год ещё не закончился, чтобы можно было подводить его итоги. Так, согласно данным Росстата, в январе-октябре 2013 года грузооборот транспорта, по предварительным данным составил 4196,3 млрд. тонно-километров (100,3% к АППГ). В том числе грузооборот железнодорожного транспорта, по данным ОАО РЖД составил в указанный период 1806,4 млрд. тонно-километров (97,8% к АППГ). Снижение показателей работы транспорта очевидно, и вряд ли могло быть как-то по другому, в условиях, когда с начала года стагнация стала нарастать в российской экономике, и показатели производства во многих отраслях стали снижаться. Уменьшился спрос на ряд товаров, меньше стало требоваться сырья, всё это, в конечном итоге, и привело к таким показателям. Отдельные положительные данные всё равно не меняют всей картины и лишь подчёркивают общую тенденцию.
Если прогнозировать ситуацию по итогам года, и то, какие показатели могут быть достигнуты на транспорте, то естественно, что всё будет зависеть от ситуации в экономике в оставшееся время. Пока нет никаких свидетельств того, что ситуация в экономике улучшается или может улучшиться. Вместе с тем, отсутствуют и свидетельства ухудшения ситуации. Не исключено, что такая ситуация неопределённости продлится до конца года. Тогда, в лучшем случае, вероятнее всего, что транспортная отрасль сравняется с показателями 2012 года, а в худшем случае, показатели работы транспортников страны окажутся ниже показателей работы за 2012 год на 1-4%.
Положительную динамику по итогам года, скорее всего, покажут контейнерные перевозки, потому что это один из самых быстрорастущих сегментов, особенно это касается транзита контейнеров через нашу страну. Например, в 2009 году было перевезено порядка 0,5 миллиона ДФЭ (ДвадцатиФутовый Эквивалент, TEU) груженных и порожних крупнотоннажных контейнеров (
Да, сейчас есть определённые затруднения в грузоперевозках, которые вызваны ухудшением ситуации в экономике, но такие затруднения были и раньше, вспомните 2008-2009 годы, когда грузовые перевозки также снижались значительно. Но ведь потом же они восстановились! Так будет и на этот раз, в этом можно не сомневаться. Сохранится и та доля железнодорожного транспорта в общих показателях работы всего транспорта, которые он демонстрирует уже не одно десятилетие. В перевозке грузов доля железнодорожного транспорта составляет и будет составлять порядка 13-17%, а в грузообороте транспорта доля ж/д транспорта составляет и будет составлять 43-47%. Не стоит ждать изменений и в структуре грузов, перевозимых по железной дороге. Ею перевозится, в основном, различное сырьё, причём на большие расстояния, сохранится это и в будущем, ведь согласитесь, что возить руду, уголь или химические удобрения в автотранспорте не только неудобно, но и невыгодно, как, собственно, и партию одежды с фабрики из областного центра в сеть магазинов в соседней области неудобно и невыгодно возить по железной дороге.