На Алтае тысячи предпринимателей закрывают ИП
Алтайский край, 2 апреля, 2013, 12:01 — ИА Регнум. В Алтайском крае массово закрываются ИП. Что послужило толчком для прекращения деятельности нескольких тысяч индивидуальных предпринимателей Алтайского края? Об этом пишет сегодня, 2 апреля, ПолитСибРу.
С 1 января страховые взносы для индивидуальных предпринимателей в России возросли в два раза. После этого эксперты в один голос заговорили об угрозе существования малого бизнеса.
Два пути
Тенденция к сокращению числа индивидуальных предпринимателей в Алтайском крае прослеживается в последние несколько лет. За два года их стало меньше на шесть с половиной тысяч. На 1 января 2012 года на учете состояло чуть более 69 тысяч индивидуальных предпринимателей, сейчас по разным оценкам их число уменьшилось на 5,5 тыс. - 12 тысяч.
По данным общественной организации
Но сколько ИП ушло с рынка с начала года еще точно неизвестно. Пока в налоговой инспекции собирают статистические данные за первый квартал года, общественные организации региона бьют тревогу: предприниматели массово снимаются с учета и прекращают свою деятельность.
"Если бы только эти отчисления возросли - еще ничего, но вдогонку повысились другие налоги, коммунальные платежи, размеры штрафов, цены на бензин и аренду помещений.
Повышение страховых взносов для многих стало последней каплей", - говорит член правления Алтайского союза предпринимателей Евгения Трощий.
Действительно, увеличение годовых социальных взносов для самозанятого населения более чем в два раза: с 17 208,25 рубля до 35 664,7 рублей для многих стало непосильным бременем. Особенно тяжело приходится тем, чьи доходы не превышают 200 тысяч рублей в год. "У многих маленьких предпринимателей забрали перспективу и доход, который помогает им кормить семью, и заставили идти на биржу за пособием. Я не говорю про крупных торговцев, которые минимизируют свои налоги, разбивая бизнес на мелкие части и регистрируя каждую как отдельное ИП", - продолжает Евгения Трощий.
"Кто-то и них ушел в тень, а кто-то навсегда прекратил предпринимательскую деятельность, а ведь эти люди хотели работать на себя. Иметь хоть небольшое, но свое дело, а в ответ они получили разочарование, в силу принятого решения их попытки увенчались крахом. Динамика закрытия предприятий показывает, что все это идет не в контексте нормальных процессов", - говорит председатель Союза предпринимателей Алтайского края Юрий Фриц.
Для будущей пенсии
В Пенсионном фонде объясняют потребность повышения тем, что существовавшие с 2002 года размеры страховых взносов для самозанятого населения не обеспечивали формирование их пенсионных прав в полном объеме. Сейчас расходы бюджета Пенсионного фонда на финансирование пенсионных выплат самозанятым гражданам превышают их страховые взносы. Поэтому пенсию они получают за счет перераспределения страховых взносов наемных работников и трансфертов из федерального бюджета. "С точки зрения простой человеческой справедливости не совсем понятно, почему проблемы формирования пенсионных прав, медицинского обеспечения данной категории граждан должны перекладываться на плечи остальной части населения, в том числе бюджетников: учителей, врачей, библиотекарей", - считает заместитель управляющего отделением
В 2012 году работодатели Алтайского края за среднестатистического наемного работника платили в фонд 3 315 рублей, в то время как предприниматель уплачивал ежемесячно всего 1 198 рублей.
Кроме того в пенсионном фонде отмечают, что индивидуальные предприниматели не слишком охотно оплачивали даже те небольшие взносы, которые были в прошлом году. Из 67 тысяч ИП вовремя уплатили взносы только 34 663 или 51%.
"И это при том, что данные страховые взносы индивидуально должны быть разнесены по лицевым счетам для формирования их же пенсионных прав", - говорит Хомутов.
Но покрыть дефицит пенсионного фонда не сможет даже такое увеличение. Поступления от ИП в прошлом году составили порядка 800 млн рублей, что составляет 3,3% от всех поступлений. При общих расходах на выплату пенсии около 73 млрд это ничтожно мало.В 2013 году от самозанятого населения планируют получить на 700 млн рублей больше, то есть около полутора миллиардов.
Сами предприниматели вроде бы и понимают, что введение нового размера уплаты взносов должно в будущем обеспечить их пенсию на уровне не ниже прожиточного минимума. Но предприниматели не согласны с тем, как это делается: "Это решение непродуманное и непросчитанное. Это очевидно уже сегодня. Давление на предпринимателей с каждым годом только усиливается. Большинство решений принимается на федеральном уровне. Поэтому у нас складывается впечатление, что Москва очень оторвана от того, что происходит в провинции", - говорит Юрий Фриц.
Что на практике
Конечно, закрываются предприятия не только из-за повышения этих взносов. Как говорят в Пенсионном фонде, закрылись в первую очередь те, кто реально бизнес не вел, а сдавал "нулевые" декларации. По данным, которыми располагает Алтайское отделение ПФР, с начала года на учет встали 1989 ИП, снялись с него 6975, потери составили около 8%.
"Создавая искусственный ажиотаж, пока никто по настоящему вообще разбирался, что это были за ИП: какое количество из них существовало формально по инерции, но, по сути, не вело активную деятельность, сколько из них было "подставных", созданных для реализации "теневых схем", сколько имели доход менее 50000, 100000 рублей? Этот вопрос, наверное, требует определенного изучения, потому что, те 2000 ИП которые в этом году открыли свое дело, прекрасно знали о повышении тарифов", - комментирует ситуацию Алексей Хомутов.
"Безусловно, есть те, кто был зарегистрирован как ИП, но не вел деятельность; они сразу закрылись и не стали платить. Есть и наемные работники, которые были оформлены в фирмах как ИП. Но все-таки это небольшой процент. В основном снимаются с учета предприниматели с низкой доходностью, и особенно тяжело приходится тем, кто работает в сельской местности. Я уверен, что если бы у них были нормальные доходы, они бы платили и не задавали вопросов", - отмечает председатель совета Алтайского краевого отделения "ОПОРА России" и бизнес-омбудсмен Павел Нестеров.
Закрывших, или подумывающих о закрытии бизнеса, найти сейчас нетрудно. Например, у Натальи Гугниной и ее супруга небольшой бизнес в Рубцовске. Уже больше десяти лет она торгует овощами и фруктами на рынке, а муж занимается грузоперевозками. С февраля на одного предпринимателя в семье стало меньше. "Нам пришлось сократить одного ИП: муж теперь безработный, также пришлось закрыть одну торговую точку. Я смотрю на рынок и вижу, как места пустеют, многие ушли и просто остались без работы", - говорит Наталья.
При отчислениях больше 70 тысяч в год в пенсионный фонд бизнес для них вести не выгодно. Они говорят, что 25 тысяч рублей налоговых отчислений, они бы смогли потянуть. "Но ведь есть и те, кому и 17 тысяч платить было много. Поэтому нужно подходить к каждому индивидуально. А сейчас платежи увеличили, не обращая внимания на то, сколько люди могут зарабатывать", - сетует предпринимательница.
О том, что нужно перестать "душить" малых предпринимателей говорит и Иван Сытых, управляющий небольшой автомастерской в Барнауле. "Повышение социальных выплат отразилось на нас катастрофически. Чтобы рассчитаться по этим выплатам, нам уже второй месяц приходится брать деньги из той суммы, которую мы откладывали на развитие. Впервые за долгое время над нами нависла реальная угроза закрытия бизнеса", - рассказал он.
Пути отступления
Похоже, власти и сами не ожидали такой реакции предпринимателей. После того, как они начали массово сниматься с учета, о необходимости решать проблему заявили в краевом управлении по предпринимательству и развитию рыночной инфраструктуры. С 14 марта там начала действовать рабочая группа, которая должна выработать конструктивные предложения по разрешению ситуации. Но пока о каких-то решениях этой комиссии неизвестно.
В предпринимательском сообществе уже есть свое видение решения проблемы. Почти все сходятся в том, что закон о повышении взносов необходимо отменить и тогда уже решать, как двигаться дальше.
"Сколько предприниматель должен делать отчислений - вопрос достаточно спорный. Все понимают необходимость обеспечить себя пенсией. В принципе пенсионные отчисления должны быть скорректированы в зависимости от доходов предпринимателей. Уравниловка неприемлема. Но тут возникает вопрос о полном учете доходов, не теневого и не серого бизнеса", - отмечает Павел Нестеров.
Больше всего предпринимателей пугает неуверенность в будущем. "Пугает постоянная чехарда, связанная с налоговой и пенсионной системами, - комментирует ситуацию Юрий Фриц. - Существует ряд нормативных актов, которые дестабилизируют обстановку в предпринимательской среде. Мы считаем, чтобы двигаться дальше, необходим мораторий на принятие решений, ухудшающих положение малого и среднего бизнеса. Необходимо остановиться и осмотреться, принять общую стратегию развития предпринимательства, в том числе и на региональном уровне. Для начала нужно понять, куда мы идем, определить стратегическое направление и, уже исходя из этого, принимать понятное решение".