Комитет Государственной думы По бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении "антикризисные" поправки в действующее бюджетное законодательство. Как передает корреспондент ИА REGNUM, 4 июля в ходе заседания комитета заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко сообщила, что пока ухудшение экономических показателей не наблюдается. "В целом, мы пока не видим показателей, которые негативно бы влияли на экономику России", - сказала она. Вместе с тем замминистра отметила, что существует ряд рисков, которые необходимо учитывать. В частности, риск, связанный с долговым кризисом в Европе, риск снижения цены на нефть на 10%, а также снижение цены на нефть в долгосрочной перспективе. "Мы рассматриваем эти вопросы (внесенный законопроект) как превентивные меры, которые необходимо предпринять", - отметила Нестеренко.

Отвечая на вопрос депутатов о том, на каких отраслях отразится кризис в первую очередь, первый зампред Счетной палаты Валерий Горегляд отметил, что "все зависит от структуры кризиса".

Законопроектом предлагается предоставить правительству РФ право без внесения изменений в федеральный бюджет направлять средства Резервного фонда, а также средства, подлежащие перечислению в Резервный фонд, на осуществление мер по поддержке стабильности российской экономики, финансового рынка, рынка труда, социального обеспечения населения и другие меры социальной политики в случае ухудшения экономической конъюнктуры.

При этом, отмечает комитет Госдумы, ни действующими федеральными законами, ни рассматриваемым законопроектом содержание понятия "ухудшение экономической конъюнктуры" не раскрывается, не определяются критерии, характеризующие ухудшение экономической конъюнктуры, что создает основания для различного толкования и применения указанной нормы.

Поправками в бюджет на 2012-2014 годы предлагается в 2012 году предоставить правительству право определять предельные объемы и условия размещения средств Фонда национального благосостояния на депозитах во Внешэкономбанке на реализацию мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития, а также установить ограничение размера использования средств Резервного фонда до 200 млрд. рублей, в случае ухудшения экономической конъюнктуры.

В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков в 2012 году законопроектом предусматривается возможность дополнительной капитализации банковского сектора путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции банковских кредитных организаций. В связи с этим правительству предоставляется право осуществить эмиссию облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в объеме до 150 млрд. рублей по номинальной стоимости со сроком погашения в 2022 году и их размещение путем заключения договора мены на акции кредитных организаций.

Кроме того, в законопроекте правительство наделяется правом предоставлять государственные гарантии в рублях и иностранной валюте по заимствованиям юридических лиц, отобранных в порядке, установленном правительством, не только на осуществление инвестиционных проектов, но и на иные цели, устанавливаемые кабмином. При этом в случае необходимости может быть принято решение об увеличении верхнего предела государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. Однако законопроектом изменение основных характеристик федерального бюджета не предусматривается.

Комитет отмечает, что предоставление правительству дополнительных прав по реализации антикризисных мероприятий требует уточнения параметров федерального бюджета, которые в соответствии с Бюджетным кодексом должны быть в установленном порядке утверждены законом. При этом в Бюджетном кодексе не предусматривается передача полномочий парламента по изменению основных характеристик федерального бюджета правительству, а законопроектом не предусматривается приостановление соответствующих норм Бюджетного кодекса.

В этой связи при подготовке законопроекта ко второму чтению комитет считает необходимым рассмотреть возможность использования опыта взаимодействия законодательной и исполнительной власти в случае возникновения необходимости реализации антикризисных мер, например, формат отчета правительства и предоставление информации ЦБ.

Законопроектом правительству даются дополнительные полномочия по реализации антикризисных мер до 1 января 2014 года. Однако в одновременно внесенном законопроекте, устанавливающем новые бюджетные правила, срок действия таких полномочий предлагается установить до 1 января 2013 года, обращает внимание глава комитета по бюджету Андрей Макаров ("Единая Россия"). "Госдума не может принимать два противоречащие друг другу законопроекта", - отметил он. "Это предмет второго чтения. До 2013 года (будут действовать "антикризисные" меры", - ответила Нестеренко.

Поддерживая в целом концепцию законопроекта, комитет считает необходимым при доработке законопроекта ко второму чтению также подготовить предложения по усилению парламентского контроля в рамках бюджетного процесса, что является особенно актуальным в свете развития экономической ситуации в мире и возможного сокращения поступления доходов федерального бюджета.

Комитет считает необходимым уточнить Бюджетный кодекс, где предлагает расширить перечень информации, предоставляемой Государственной думе на стадиях рассмотрения проекта бюджета, внесения изменений в бюджет и утверждения отчета об исполнении бюджета, данными об объемах инвестиционных расходов, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу и федеральные целевые программы с разбивкой по объектам и регионам. Кроме того, необходимо дополнить перечень информации, предоставляемой в составе отчета об исполнении бюджета, данными о предоставлении бюджетных кредитов бюджетам регионам, о размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах, а также о формировании и использовании федерального и региональных дорожных фондов, отмечает комитет. Также парламентарии настаивают на предоставлении в комитет по бюджету и налогам не позднее 1 марта текущего года информации об объеме остатков средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по состоянию на 31 декабря отчетного года, и направлениях их использования в бюджетах текущего года.

В условиях, когда не известно, какой именно кризис будет, меры, предлагаемые законопроектом, могут быть вредны, заявила заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" Оксана Дмитриева в ходе обсуждения инициативы правительства. "Если мы не знаем, какой кризис, этот законопроект либо бесполезен, либо вреден. Невозможно на все кризисы предпринимать одни и те же меры", - подчеркнула Дмитриева.

Предполагается, что законопроект Госдума обсудит в первом чтении 6 июля, второе чтение законопроекта может состоятся 11 июля, третье - 13 июля.