Закон об обращении с радиоактивными отходами - реальное проявление новой государственной политики в обеспечении радиационной безопасности: эксперт
Москва, 1 июля, 2011, 15:04 — ИА Регнум. 29 июня
"Произошло давно ожидаемое нами событие - Госдумой был принят новый федеральный закон "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - заявил заместитель директора ИБРАЭ
"Раньше предприятия строили хранилища, срок эксплуатации которых не соответствовал времени потенциальной опасности отходов. Дальнейшая судьба этих отходов была неопределенной, - отметил он. - Незавершенность цикла по РАО в нормативном, технологическом и инфраструктурном аспектах приводила к тому, что у предприятий не было стимулов для переработки РАО и условий для их передачи на захоронение. Теперь будет по-другому. Закон - это требования по полному циклу обращения с РАО, включая его переработку, подготовку к захоронению и оплату захоронения. Для производителя реализуется принцип "заплатил и забыл". Но до этого надо привести РАО в состояние, пригодное для захоронения. Захоронением будет заниматься национальный оператор. Основная его задача - создание системы пунктов захоронения, прием РАО на захоронение, обеспечение безопасности пунктов захоронения РАО на длительном отрезке времени".
"И инициатива по разработке закона и его содержание - это реальное проявление новой государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, - уверен Линге. - Важно, что инициатором и основной движущей силой законопроекта был
"В ходе подготовки ко второму чтению появилось важное ограничение - закачка жидких отходов ограничивается действующими полигонами. Отношение к этому запрету двоякое. С одной стороны, эти технологии себя пока вполне оправдывали по фактическому уровню безопасности. Они также позволили надежно изолировать большое количество отходов от оборонных программ. С другой стороны, значительно масштабировать эти технологии было бы неправильным по следующим причинам. Во-первых, возрастают затраты на поддержание необходимого уровня мониторинга на протяжении длительного времени. Во-вторых, это уход от принятых в мире технологий отверждения, что также не вполне корреспондируется с ростом экспорта ядерных технологий. Предлагаемый рядом экологических организаций вариант полного запрета на закачку был бы разорительной бессмыслицей. Мониторинг полигонов надо было бы продолжать", - отметил эксперт.
"Надеюсь, что законопроект успешно пройдет рассмотрение Советом Федерации и будет подписан президентом России. После этого предстоит кропотливая и слаженная работа Госкорпорации "Росатом" совместно с органами регулирования безопасности. От этой работы зависит, насколько нормы закона будут работоспособными и эффективными. Ну и самое главное. Приближается период, когда эта работоспособность и эффективность станет предметом качественного и количественного анализа, а не теоретических рассуждений. Уверен, что опасения и предложения, высказывавшиеся и на втором и на третьем чтениях, не найдут подтверждения. А вот другие упущения могут проявиться, - полагает он. - Но для их устранения есть рецепт - внесение изменений".
"Я не разделяю опасения экологов по поводу закачивания жидких РАО в уже имеющиеся для этого хранилища, - заявил вице-президент Российского
"Я знаю, кстати, только два места - под Димитровградом с очень ограниченным объемом и Сибхимкомбинат. И то, что там все в порядке, проверено экспериментально. Проверить результаты мониторинга, которому не доверяют те или иные экологи, просто - зайдите за территорию ЗАТО и на границе пробурите скважину для питьевых вод. В речках можно поискать. Вот если что-то там найдется, тогда и надо поднимать шум. Вопросом безопасности этих объектов очень серьезно занимались", - уверен эколог