Предложения главы Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щеголева, озвученные им на последнем Совете региональной информатизации, вызвали массу вопросов у экспертного сообщества. Наибольшее количество скептических откликов получили инициативы министра, касающиеся создания "электронного правительства" (ЭП) в регионах.

Щеголев обратился к субъектам федерации с предложением перестать тратить огромные бюджетные средства на самостоятельное построение ЭП и воспользоваться наработками ОАО "Ростелеком" как единого оператора инфраструктуры e-government. Министр призвал региональные власти подумать о гражданах. Иначе, как выразился Игорь Щеголев, "будем тоннель копать с двух сторон - сойдемся, будет один тоннель, не сойдемся - два". "Лучше сделать один - хороший, благоустроенный, с вентиляцией, освещением и с киосками, где будут торговать шоколадом, пивом и сосисками", - помечтал чиновник. Как утверждают в Предложения главы Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щеголева, озвученные им на последнем Совете региональной информатизации, вызвали массу вопросов у экспертного сообщества. Наибольшее количество скептических откликов получили инициативы министра, касающиеся создания "электронного правительства" (ЭП) в регионах. Щеголев обратился к субъектам федерации с предложением перестать тратить огромные бюджетные средства на самостоятельное построение ЭП, и воспользоваться наработками ОАО "Ростелеком", как единого оператора инфраструктуры e-government. Министр призвал региональные власти подумать о гражданах. Иначе, как выразился Игорь Щеголев, "будем тоннель копать с двух сторон - сойдемся, будет один тоннель, не сойдемся - два". "Лучше сделать один - хороший, благоустроенный, с вентиляцией, освещением и с киосками, где будут торговать шоколадом, пивом и сосисками", - помечтал чиновник. Как утверждают в министерстве связи, "тоннель" "Ростелекома" выйдет дешевле. По словам вице-президента компании по федеральным программам Алексея Нащекина, создание собственных систем может обойтись региональному бюджету в среднем в 150 млн. руб. На деле, как уже подсчитали в некоторых регионах, слова Нащекина расходятся с действительностью. Предполагается, что "Ростелеком" возьмет на себя инвестиции в инфраструктуру ЭП - строительство линий связи, центров обработки данных, call-центров и т.д., - а затем будет предоставлять услуги по ее техподдержке. При этом самой компании, которая является государственной, уже пришлось затратить на эти цели около 1 млрд. руб. только в текущем году. Приблизительно ту же сумму "Ростелеком" планирует тратить ежегодно по 2015 г. включительно, когда должен полностью завершиться перевод госуслуг в электронный вид. По данным Нащекина, соглашение о сотрудничестве с его компанией подписали 27 субъектов федерации, и уже в 10 пилотных регионах началось внедрение типовых сегментов сети. Вместе с тем не все регионы находят такое сотрудничество прозрачным, прежде всего с финансовой точки зрения. Некоторые из них выяснили, что техподдержка одной услуги от "Ростелекома" может обойтись в 1,5 млн. руб. в год. К примеру, Сибирский филиал оператора выставил счет Кемеровской области в 19,7 млн. руб. за внедрение 11 госуслуг, при том что 9 из них уже функционируют на местном портале. Оказалось, что в "Ростелекоме" о том, какую политику ценообразования ведет один из его филиалов, даже не догадывались и пообещали разобраться в ситуации. Специалисты считают цену "Ростелекома" завышенной, поскольку не понимают, почему сервисное обслуживание инфраструктуры ЭП зависит от количества предоставляемых госуслуг и зачем нужно платить за работу компании, которая уже получила деньги за реализацию этого проекта. Как известно, в прошлом году "Ростелеком" без проведения конкурса был выбран единым оператором инфраструктуры ЭП. Кроме того, если верить сайту Минкомсвязи, только 13 июля 2010 г. правительство РФ утвердило долгожданный системный проект инфраструктуры электронного правительства, который собственно и призван был определить понятие архитектуры построения ЭП и приведение всех ее элементов к общему знаменателю. Но на сайте самого правительства РФ в этот день прошла информация лишь о том, что была "представлена актуальная редакция системного проекта формирования инфраструктуры электронного правительства, прошедшего несколько итераций рассмотрения и согласования федеральными органами исполнительной власти". Точно неизвестно, был ли проект тогда утвержден или нет. К тому же работа федерального портала gosuslugi.ru, за которую также отвечает "Ростелеком", как уверяют эксперты, до сих пор не налажена. По сути, база ЭП, на основе которой оператор собирается строить региональные порталы госуслуг, до конца не сформирована, но компания уже собирается брать деньги за ее продвижение в регионах, в том числе дотационных. Символично, что обращение Игоря Щеголева к регионам состоялось накануне совещания по исполнению поручений главы государства, на котором начальник Контрольного управления администрации президента Константин Чуйченко рассказал Дмитрию Медведеву о гигантских размерах откатов при госзакупках. По его словам, "экономический эффект от очищения порочных закупок, по самым консервативным оценкам, может превысить триллион рублей". "То есть объем воровства можно снизить на триллион рублей, - уточнил президент. - Десять миллионов контрактов заключается, и значительная часть из них содержит откаты, спиливаются деньги". Глава государства призвал к необходимости системного подхода к оптимизации работы по госзаказам. Минкомсвязи, на первый взгляд, тоже предлагает оптимизировать заказы регионов. Но при этом не учитывает ни фактическое отсутствие опыта у самого "Ростелекома", ни то обстоятельство, что оператор, получивший эксклюзивное право на построение инфраструктуры ЭП, отдает эти работы на аутсорсинг, что сказывается на конечной цене госзаказа. Несмотря на это, интересы компании, которая к тому же после реорганизации госхолдинга ОАО "Связьинвест" приобретет частных владельцев, лоббирует лично министр Щеголев. Это вызывает даже у простых пользователей госуслуг недоумение, о чем они делятся в своих комментариях в интернете. Отчасти такая реакция связана с получившей недавно огласку ситуацией вокруг распределения руководящих должностей в "Связьинвесте" и во входящем в него "Ростелекоме". Выяснилось, что топ-менеджерами обеих компаний являются бывшие сотрудники иностранной фирмы Marshall Capital Partners. А сам владелец компании - Константин Малофеев - является независимым членом совета директоров "Связьинвеста". Кроме того, достоянием гласности стала история со скупкой Газпромбанком акций межрегиональных компаний связи (МРК), входящих в "Связьинвест", в интересах компании Малофеева, причем на деньги "Ростелекома". Таким образом, Marshall, по разным оценкам, сможет получить после реорганизации "Связьинвеста" не менее 7% акций объединенного оператора. А это значит, что прибыль, которую "Ростелеком" собирается получать с субъектов федерации за техподдержку региональных систем госуслуг, будет распределяться в том числе в пользу Marshall. Недавно Константин Малофеев, комментируя "РБК daily" свое желание покинуть пост в совете директоров "Связьинвеста", высоко оценил свои заслуги перед холдингом, равно как и всей отраслью, в период своей деятельности в качестве председателя комитета по стратегии. По словам Малофеева, именно при нем "была совершена беспрецедентная по сложности сделка по возвращению под контроль государства 100% акций госхолдинга, а также проведена реорганизация "Ростелекома" и МРК, в ходе которой суммарная капитализация выросла почти в два раза, с 6,5 млрд. долл. в середине 2009-го до 11,5 млрд. на сегодняшний день". Однако достижения Малофеева не подвергают сомнению разве что топ-менеджеры госхолдинга и оператора под руководством министра Щеголева. Во-первых, тезис о капитализации выглядит весьма сомнительно, поскольку ее рост можно поставить в заслугу, скорее, генеральному директору, нежели "независимому" члену совета директоров. Во-вторых, эксперты рынка, к которым присоединяется и Минэкономразвития, наоборот, предупреждают о вероятной потере государством контроля в объединенной компании. Данные предположения становятся более очевидными после известия о сомнительной сделке по приобретению акций МРК Газпромбанком для Marshall, владелец которого не только не спасал государственный актив, а, напротив, способствовал его переходу в частные руки. Это при том что сохранение госконтроля над "Связьинвестом" было главным условием Владимира Путина, когда тот утверждал в 2009 г. схему реорганизации холдинга. Министерстве связи, "тоннель" "Ростелекома" выйдет дешевле. По словам вице-президента компании по федеральным программам Алексея Нащекина, создание собственных систем может обойтись региональному бюджету в среднем в 150 млн. руб. На деле, как уже подсчитали в некоторых регионах, слова Нащекина расходятся с действительностью.

Предполагается, что "Ростелеком" возьмет на себя инвестиции в инфраструктуру ЭП - строительство линий связи, центров обработки данных, call-центров и т.д., - а затем будет предоставлять услуги по ее техподдержке. При этом самой компании, которая является государственной, уже пришлось затратить на эти цели около 1 млрд. руб. только в текущем году. Приблизительно ту же сумму "Ростелеком" планирует тратить ежегодно по 2015 г. включительно, когда должен полностью завершиться перевод госуслуг в электронный вид. По данным Нащекина, соглашение о сотрудничестве с его компанией подписали 27 субъектов федерации, и уже в 10 пилотных регионах началось внедрение типовых сегментов сети.

Вместе с тем не все регионы находят такое сотрудничество прозрачным, прежде всего с финансовой точки зрения. Некоторые из них выяснили, что техподдержка одной услуги от "Ростелекома" может обойтись в 1,5 млн. руб. в год. К примеру, Сибирский филиал оператора выставил счет Кемеровской области в 19,7 млн. руб. за внедрение 11 госуслуг, при том что 9 из них уже функционируют на местном портале. Оказалось, что в "Ростелекоме" о том, какую политику ценообразования ведет один из его филиалов, даже не догадывались и пообещали разобраться в ситуации.

Специалисты считают цену "Ростелекома" завышенной, поскольку не понимают, почему сервисное обслуживание инфраструктуры ЭП зависит от количества предоставляемых госуслуг и зачем нужно платить за работу компании, которая уже получила деньги за реализацию этого проекта. Как известно, в прошлом году "Ростелеком" без проведения конкурса был выбран единым оператором инфраструктуры ЭП. Кроме того, если верить сайту Минкомсвязи, только 13 июля 2010 г. правительство РФ утвердило долгожданный системный проект инфраструктуры электронного правительства, который собственно и призван был определить понятие архитектуры построения ЭП и приведение всех ее элементов к общему знаменателю. Но на сайте самого правительства РФ в этот день прошла информация лишь о том, что была "представлена актуальная редакция системного проекта формирования инфраструктуры электронного правительства, прошедшего несколько итераций рассмотрения и согласования федеральными органами исполнительной власти". Точно неизвестно, был ли проект тогда утвержден или нет. К тому же работа федерального портала gosuslugi.ru, за которую также отвечает "Ростелеком", как уверяют эксперты, до сих пор не налажена. По сути, база ЭП, на основе которой оператор собирается строить региональные порталы госуслуг, до конца не сформирована, но компания уже собирается брать деньги за ее продвижение в регионах, в том числе дотационных.

Символично, что обращение Игоря Щеголева к регионам состоялось накануне совещания по исполнению поручений главы государства, на котором начальник Контрольного управления администрации президента Константин Чуйченко рассказал Дмитрию Медведеву о гигантских размерах откатов при госзакупках. По его словам, "экономический эффект от очищения порочных закупок, по самым консервативным оценкам, может превысить триллион рублей". "То есть объем воровства можно снизить на триллион рублей, - уточнил президент. - Десять миллионов контрактов заключается, и значительная часть из них содержит откаты, спиливаются деньги". Глава государства призвал к необходимости системного подхода к оптимизации работы по госзаказам.

Минкомсвязи, на первый взгляд, тоже предлагает оптимизировать заказы регионов. Но при этом не учитывает ни фактическое отсутствие опыта у самого "Ростелекома", ни то обстоятельство, что оператор, получивший эксклюзивное право на построение инфраструктуры ЭП, отдает эти работы на аутсорсинг, что сказывается на конечной цене госзаказа. Несмотря на это, интересы компании, которая к тому же после реорганизации госхолдинга ОАО "Связьинвест" приобретет частных владельцев, лоббирует лично министр Щеголев. Это вызывает даже у простых пользователей госуслуг недоумение, о чем они делятся в своих комментариях в интернете.

Отчасти такая реакция связана с получившей недавно огласку ситуацией вокруг распределения руководящих должностей в "Связьинвесте" и во входящем в него "Ростелекоме". Выяснилось, что топ-менеджерами обеих компаний являются бывшие сотрудники иностранной фирмы Marshall Capital Partners. А сам владелец компании - Константин Малофеев - является независимым членом совета директоров "Связьинвеста". Кроме того, достоянием гласности стала история со скупкой Газпромбанком акций межрегиональных компаний связи (МРК), входящих в "Связьинвест", в интересах компании Малофеева, причем на деньги "Ростелекома". Таким образом, Marshall, по разным оценкам, сможет получить после реорганизации "Связьинвеста" не менее 7% акций объединенного оператора. А это значит, что прибыль, которую "Ростелеком" собирается получать с субъектов федерации за техподдержку региональных систем госуслуг, будет распределяться в том числе в пользу Marshall.

Недавно Константин Малофеев, комментируя "РБК daily" свое желание покинуть пост в совете директоров "Связьинвеста", высоко оценил свои заслуги перед холдингом, равно как и всей отраслью, в период своей деятельности в качестве председателя комитета по стратегии. По словам Малофеева, именно при нем "была совершена беспрецедентная по сложности сделка по возвращению под контроль государства 100% акций госхолдинга, а также проведена реорганизация "Ростелекома" и МРК, в ходе которой суммарная капитализация выросла почти в два раза, с 6,5 млрд. долл. в середине 2009-го до 11,5 млрд. на сегодняшний день". Однако достижения Малофеева не подвергают сомнению разве что топ-менеджеры госхолдинга и оператора под руководством министра Щеголева. Во-первых, тезис о капитализации выглядит весьма сомнительно, поскольку ее рост можно поставить в заслугу, скорее, генеральному директору, нежели "независимому" члену совета директоров. Во-вторых, эксперты рынка, к которым присоединяется и Минэкономразвития, наоборот, предупреждают о вероятной потере государством контроля в объединенной компании. Данные предположения становятся более очевидными после известия о сомнительной сделке по приобретению акций МРК Газпромбанком для Marshall, владелец которого не только не спасал государственный актив, а, напротив, способствовал его переходу в частные руки. Это при том что сохранение госконтроля над "Связьинвестом" было главным условием Владимира Путина, когда тот утверждал в 2009 г. схему реорганизации холдинга.

Николай Евтушенко