Академик Ашот Саркисов в Петербурге: "Необходимо принимать экстренные меры по изъятию ядерных объектов из вод Арктики"
Москва, 20 мая, 2014, 18:28 — ИА Регнум. Для развития Арктического региона и обеспечения радиационной безопасности необходимо обратить внимание государства и специалистов на ядерные объекты, затопленные в северных водах. Об этом сегодня, 20 мая, заявил специалист по этой тематике, академик
По мнению эксперта, среди затопленных в северных водах объектов наибольшее опасение вызывают две атомные подводные лодки - К-27 и К-159. По словам Саркисова, существует потенциальная возможность возникновения неконтролируемой цепной реакции при проникновении воды в реакторный отсек. "Нужно понимать, что защитные барьеры деградируют из-за условий. Поэтому необходимо принимать экстренные меры по изъятию ядерных объектов", - отметил академик.
Ашот Саркисов также добавил, что в связи с освоением Арктики проблема утилизации опасных объектов становится острее. Дело в том, что места нахождения радиоактивных отходов (РАО) и объектов с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) (Около архипелага Новая Земля в Карском и Баренцевом морях - Прим. ИА REGNUM) приходятся на нефтегазовый шельф, где планируется добыча ископаемых. "В связи с этим, еще больше повышается актуальность экологической безопасности региона", - добавил эксперт.
Однако не все находящиеся на дне северных морей объекты стоит извлекать, предупредил Ашот Саркисов. Так, к примеру, контейнеры с РАО не требуют утилизации. "Нужно поднимать объекты с отработавшим ядерным топливом, как наиболее опасные".
"Я пытаюсь привлечь внимание общественности и государства к этой проблеме, используя авторитет Академии наук. Таких подвижек, которые меня удовлетворяли бы, нет. Мы написали письмо
На сегодняшний день в Арктике находится свыше 17 тысяч контейнеров с РАО, реакторные отсеки нескольких подводных лодок, экранная сборка одного из реакторов ледокола "Ленин". Подводная лодка К-27 была затоплена в 1981 году у северо-восточных берегов Новой Земли. Атомная подлодка К-159 затонула 30 августа 2003 года во время буксировки в Снежногорск для утилизации на судоремонтном заводе "Нерпа". Напомним, проект операции по подъему подводной лодки К-159 предусматривал, что работы начнутся в 2004 году.