Азербайджан постоянно пытается политизировать обсуждения в ЮНЕСКО, внести в них компонент Нагорного Карабаха, заявил руководитель Национальной комиссии Армении по ЮНЕСКО, глава Департамента международных организаций МИД Армении Ваграм Кажоян.

По его словам, во время обсуждений армянских номинаций в ЮНЕСКО, Турция и Азербайджан всегда оказывают сильное давление. «Обе стороны активно боролись, когда обсуждалось включение в список ЮНЕСКО лаваша, эпоса «Давид Сасунский», хачкара», — цитирует Кажояна АрмИнфо.

«Есть страны, которые пробуют политизировать вопросы в ЮНЕСКО. Мы всегда обращаем внимание на то, что данная организация занимается вопросами науки, образования и культуры. Между тем Азербайджан пытается внести компонент Нагорного Карабаха в обсуждения в ЮНЕСКО. Нам остается только напомнить, что карабахским вопросом занимается Минская группа ОБСЕ», — отметил он.

Кажоян считает примечательным тот факт, что в прошлом году во время обсуждения армянской номинации «Кочари: традиционный групповой танец» Турция не вела активной контрпропаганды. «Однако азербайджанцы работали некорректно, и информация, которую они распространяли, большей частью не соответствовала действительности. Мы обратили внимание Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия на то, что Азербайджан, под именем ЮНЕСКО, распространяет фальсификацию». — подчеркнул Кажоян.

Ориентировочно в 2017 году Армения повторно планирует представит заявку в ЮНЕСКО для регистрации «Кочари» в качестве нематериального культурного наследия

Как ранее писало ИА REGNUM, претензии Баку на танец «Кочари» возникли лишь в последние годы. Танец в числе прочего известен знаменитыми документальными кадрами, как бойцы 89-ой армянской Таманской дивизии плясали его после взятия Берлина у стен поверженного Рейхстага. «Кочари» широко использовался армянскими композиторами в своих произведениях: балет «Спартак» Арама Хачатуряна, его же фуге № 7 из цикла «Речитативы и фуги», 2-ой симфонии Дживана Тер-Татевосяна, «Симфонических танцах» Эдварда Мирзоянa, сонате Аро Степаняна, для струнного квартета Рубена Алтуняна и в других произведениях.

Армения зарегистрировала в ЮНЕСКО в качестве нематериального культурного наследия 4 национальных бренда. В 2008 году были зарегистрирован «Дудук и его мелодия», в 2010 году — «хачкары» (крест-камни), в 2012 году — национальный эпос «Давид Сасунский». Аналогичные претензии у Баку были и в отношении лаваша, а дудук у Армении оспаривала Турция.

Исполнители «Кочари» держатся за руки или кладут друг другу руки на плечи и танцуют сомкнутым рядом по кругу. Перемена фигур происходит по команде вожака, который подаёт знак взмахом платка или возгласом. Состоит танец из резких выпадов вперёд и назад, шагов с приплясом, переходящих в динамические прыжки с поворотами. В старину танец считался «разогревочным» перед началом битвы, так как помогал войнам настроиться на предстоящее сражение. В правильной форме плясок вида «Кочари» сохранились двигательные корни древнейших движений некогда подражавших повадкам, скачкам и прыжкам, бою, боданию овнов и козлов.