Фантаст Вадим Панов приучил своих поклонников к тому, что в его книгах действие происходит в столице. Мистическая Москва городского фэнтези «Тайный город» и киберпанковская — в серии «Анклавы» участвуют в сюжете не менее активно, чем главные герои книг. Писателя даже прозвали «певцом одной столицы». И вдруг в новом цикле «Герметикон» он решил отойти от привычной схемы, создав собственный мир с оригинальной космогонией и физикой. Панов соединил фантастику межпланетных путешествий с популярным сегодня жанром стимпанка. Ностальгия по временам викторианской Англии, сюртукам и цилиндрам, паровым экипажам и дирижаблям пробудила к жизни целую субкультуру ремесленников и косплееров, и популярный фантаст не преминул этим воспользоваться.

http://storge.pic2.me/
Темное стимпанк будущее.

Ключевой персонаж цикла «Герметикон» — аристократ Помпилио Чезаре Фаха дер Даген Тур действует в окружении команды личного дирижабля-цеппеля «Пытливый Амуш». Панов сочными мазками рисует целую галерею необычных героев, у каждого из которых припрятан в шкафу не один десяток скелетов. Они суеверны, своенравны, каждый сам себе на уме и, кажется, даже готов спорить с автором, как поступить в той или иной ситуации. Что говорить, если один из самых ярких членов экипажа «Пытливого Амуша» — алхимик Мерса страдает раздвоением личности!

Нехарактерный для российской фантастики прием — обычно писатели фокусируют внимание на центральном персонаже, уделяя второстепенным совсем немного текстового пространства. С непривычки читатель даже может потеряться: кому симпатизировать, за кого переживать, ибо сам Помпилио поначалу не вызывает никаких положительных эмоций. «Герметикон» воспевает роль военной аристократии — адигенов по терминологии автора — в сохранении хрупкого мира, но заносчивые и себялюбивые, они вряд ли способны понравиться с первого взгляда. И лишь полные благородства традиции и стремление всегда и во всем сохранять равновесие помогают простить мессеру Помпилио его высокородные замашки.

Стоит отметить и качество издания. Редкая книга на прилавке сейчас получает полноценные внутренние иллюстрации, если она не энциклопедия, конечно, но в романах серии их немало, а еще добавлены и несколько страниц комиксов, местами развивающих сюжет, а местами — повторяющих основные события. Качественная отрисовка и динамичные сцены еще глубже погружают читателя в мир «Герметикона», и вряд ли он останется разочарованным. Разумеется, в Сети достаточно критических отзывов, но для современной российской фантастики новый цикл Вадима Панова может стать эталоном, как красоты издания и оригинальности, так и злободневности поднятых автором проблем.

Сам писатель отмечает: «В эпохе стимпанка есть нерв» и добавляет, что в «Герметиконе» основные законы жанра не соблюдены. Как и положено настоящему мастеру, Панов использует оригинальный антураж как средство, а основную задачу видит в возможности поговорить с читателем о современных проблемах и вызовах. Несмотря на всю зримую фантастичность (а где-то даже и фантасмагоричность) мира, противостояние героев с антагонистами замешано на привычных нам методах из скупых строчек новостных лент. Сейчас в «Герметиконе» пять романов: «Последний адмирал Заграты» и «Красные камни белого» (2011 г.), «Кардонийская рулетка» (2012 г.), «Кардонийская петля» (2013 г.), «Сокровища чистого разума» (2014 г.). И практически в каждом из них можно найти отголоски недавних событий.

«Последний адмирал Заграты», к примеру, рассказывает о всемогущей Компании, которая готова ввергнуть в смуту и гражданское неповиновение целую планету лишь потому, что на ней обнаружена нафта — местный аналог столь знакомого черного золота. Панов мастерски препарирует технологию так называемых «цветных революций»: с проплаченными агитаторами, массовыми, но «мирными» гражданскими протестами, беспомощностью властей и, как апофеоз, кровавой вакханалией восстания, когда даже армейские части уже не способны остановить раскрученный маховик насилия.

В итоге марш домохозяек и «голодных кастрюль» с помощью провокаций местной Трудовой партии превращается в массовые погромы, резню и полный развал еще совсем недавно мирной планеты. Испуганные беженцы готовы платить любые деньги, лишь бы сбежать подальше от хаоса, а любители ловить рыбку в мутной воде уже делят министерские портфели нового кабинета. Все это мы не раз видели в новостях с Ближнего Востока и Украины.

События в другом мире, Кардонии, описывают сразу две книги, выстраивая в хронологическом порядке декорации грандиозной катастрофы, в которую ввергают процветающий мир козни все той же Компании. Стремясь захватить новую военную технологию, а заодно — в надежде нажиться на поставках вооружений и боеприпасов, ее агенты сначала разжигают, а потом и поддерживают должный накал братоубийственной войны между двумя соседними государствами.

И опять автор отсылает нас к знакомым реалиям: экономики стран крайне зависимы друг от друга, противостояние самоубийственно для обоих, но умелые и циничные политические провокации, сопровождаемые террористическими актами наемного специалиста по кличке Огнедел, затыкают рты партии мира. В итоге «Кардонийская рулетка» превращается в «Кардонийскую петлю» на горле целой планеты, и яростное противостояние порождает все более чудовищные военные преступления, отсекая любую возможность компромисса.

В новом цикле Вадима Панова фантастика выступает в знакомой роли тревожной сигнализации нашей планеты. И если раньше — в советскую эпоху цензуры — жанру приходилось пользоваться эзоповым языком и иносказаниями, то теперь автор не стесняясь вскрывает язвы современной политики, для которой война — лишь достижение целей иными средствами. И когда писатель представляет военную аристократию гарантом мирного равновесия, это говорит лишь об одном: современные интеллектуалы все больше разочаровываются в классической демократии.