В августе 2015 года музею-усадьбе «Приютино» (Всеволожский район Ленинградской области) исполнилось 220 лет. Этот юбилей — воспоминание о первом директоре Публичной библиотеки и президенте Академии художеств Алексее Николаевиче Оленине и так называемом «оленинском кружке» известных поэтов, писателей, художников — повод поговорить о судьбе старинных усадеб, блестящем прошлом и грустном настоящем большинства из них. Особенно о заброшенных усадебных комплексах, в отличие от «Приютино», оставшихся без хозяйского глаза.

Музей-усадьба Приютино

Каменные ступени ведут к фундаментам полуразрушенных строений, почти павших в неравной схватке со временем и бесхозяйственностью. Страшно думать о том, как много ещё в регионе учтённых и неучтённых объектов, требующих экстренного спасения. Эксперты рассказали корреспонденту ИА REGNUM о возможных способах избавления от разрухи, алгоритме спасения того, что ещё можно спасти.

План спасения

О чём бы ни говорили, обсуждая горячую тему, сторонники спасения старинных усадеб, главной проблемой они называют отсутствие единого пользователя или пользователя вообще и потому предлагают поддерживать сегодняшних и потенциальных хозяев.

Поэтому депутаты, музейщики и общественники региона рекомендуют власти разработать экстренный план спасения, с перспективой дальнейших историко-культурных и международных проектов на территории усадебных комплексов, самых проблемных старинных усадеб. В него входят предполагаемые меры поддержки для арендаторов, способствующих их сохранению.

В список особо бедствующих эксперты внесли несколько усадеб, находящихся в федеральной собственности, а власти Ленобласти заявили о том, что без передачи их в собственность региона спасение невозможно.

О том, что Ленобласть готова все федеральные усадьбы принять в областную или муниципальную собственность, и процесс уже начался, неоднократно заявлял глава региона Александр Дрозденко. За то же ратует музейное сообщество.

Губительная ошибка

«Там, где в усадьбах работают музеи, ситуация более-менее стабильна — строения, в которых они находятся, без внимания не остаются, материально поддерживают на разных уровнях. Заброшенные и полуразрушенные исторические здания — иное дело. Хорошо, если объект включен в федеральный проект «Сохранение культурного наследия России». Но многие исторические строения вообще не имеют статуса. У нас учтено около 200 усадеб, и думаю, что примерно столько же исторических объектов, находящихся на грани исчезновения, остаются в забвении», — комментирует ситуацию директор музея «Приютино» Леонид Мазур.

Эксперт указывает на губительную ошибку: чаще всего объектом охраны становились отдельные здания, а усадебный комплекс в целом не рассматривался. «Превращались в руины не менее ценные для нас и истории строения, пропадали ценнейшие приусадебные территории. Теперь надо подумать о том, что старинные усадьбы должны выйти из тени, усадьбы надо учитывать и спасать то, что ещё до основания не разрушено», — считает он.

Преференции

Для того чтобы усадьбы не оставались без хозяйского глаза и надлежащего ухода, эксперты предлагают региональной власти рассмотреть возможность введения льгот по арендной плате для тех, кто за счет собственных средств восстанавливает и содержит на территории области объекты культурного наследия (на федеральном уровне действует предусматривающий это закон).

Высказываются они и за частичную компенсацию затрат на содержание усадебных комплексов добросовестным собственникам этих объектов.

В числе рекомендаций также создание специализированной региональной организация для комплексного и эффективного решения всех вопросов, связанных с восстановлением усадебных комплексов.

Кроме того, авторы рекомендаций считают необходимым обратиться в федеральные органы исполнительной власти с предложением ускорить сроки разработки нормативных актов, регулирующих такие вопросы, как порядок определения и выплаты компенсаций добросовестным собственникам объектов культурного наследия федерального значения, включенных в единый государственный реестр.

Дела бедствующих

В числе самых проблемных — объект культурного наследия федерального значения, усадьба, в которой в 1800—1837 годы жил мореплаватель Юрий Федорович Лисянский (Гатчинский район, деревня Кобрино, 20 км к югу от города Гатчина).

Пустошь Коприна в начале XVIII столетия принадлежала графу Апраксину. С 1762 года владельцем стал А. Ганнибал, устроивший небольшую усадьбу Руново. В 1770-е годы имение было закреплено за его внучкой Н. О. Ганнибал и стало её приданым, когда в 1796 году она венчалась с С. Л. Пушкиным… Имена в истории России — «говорящие».

До 1991 года усадебный дом и парк длительное время использовались Кобринским отделением туберкулезной больницы «Дружноселье», затем долгое время зданием распоряжалась местная власть, но в реестре муниципальной собственности комплекс не числится.

Как удалось выяснить ИА REGNUM, для передачи усадьбы в собственность Ленобласти сегодня необходим учет объектов культурного наследия, входящих в состав усадьбы в реестре федерального имущества, и заключение договора пользования с «Музейным агентством» Ленобласти.

Среди «ганнибаловских мест» и усадьба «Суйда», некогда принадлежавшая Абраму Петровичу Ганнибалу, где жили родители, сестры и няня Пушкина. Здесь неоднократно бывал Суворов…

Там, где располагается музей, особых проблем нет. А вот в бывшем егерском доме — живут, три квартиры приватизированы, а надлежащий пользователь территории усадебного парка не определен. В отношении этого объекта культурного наследия в регионе разработан, но не утвержден проект зон охраны.

Поддубье, Романщина, Гостилицы…

В плачевном состоянии усадьба «Большой Наволок» — место захоронения видного государственного деятеля И. И. Неплюева в деревне Поддубье. Это родина Ивана Ивановича Неплюева (1693−1773), который с 1721 по 1734 год был дипломатическим резидентом в Константинополе, с 1739 года — губернатором в Киеве, а затем главнокомандующим на Украине. Основал Оренбург, пользовался большим доверием Екатерины II…

Сейчас часть усадьбы «Большой Новолок» приватизирована и находится в частной собственности. Другая часть, как земли поселения — в ведении Скребловского сельского поселения. «Нельзя допускать, чтобы историческое наследие «растаскивалось по кускам», постепенно превращаясь в руины. Усадебные комплексы — там, где они ещё остаются, — надо понимать системно», — считает член Советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ Михаил Мильчик. А областные чиновники комитета по культуре констатируют факт: для уточнения места неплюевского имения в деревне Поддубье требуются дополнительные историко-культурные изыскания.

Усадьба «Романщина» (парк усадьбы «Романщина», Лужский район, деревня Романщина). Её история связана со многими именами, значимыми в истории России. Интересно, что Романщине в XIX веке на определенный период суждено было стать штаб-квартирой Морского министерства, и это, как говорят историки, было уникально для истории крестьянской России. В Романщине было получено первое донесение Ф. Ф. Беллинсгаузена об открытии южного материка — Антарктиды…

До нашего времени усадебные постройки, за исключением каменной церкви, не сохранились. Остались одиночные дубы, засохший пруд. Территория усадьбы — в ведении Дзержинского сельского поселения и племзавода «Рапти».

Бедствует и дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX столетия — усадьба «Гостилицы». В состав комплекса входит 26 объектов. Находится в пользовании нескольких физических и юридических лиц. Идет судебное разбирательство по поводу незаконного строительства в приусадебном парке, затеянного неким ничем не отличившимся перед Отечеством гражданином Винокуровым.

Тайцы, мыза Усть-Рудица…

Не осуществились планы областной власти, озвученные в 2012 году, преобразовать дворцово-парковый ансамбль в поселке Тайцы (также памятник федерального значения) в резиденцию губернатора Ленинградской области, иначе этот объект культурного значения, вероятно, теперь бы процветал.

Поданная в 2013 году заявка на финансирование проектных работ по объекту «усадебный дом» в рамках федеральной целевой программы «Культуры России» так и не была удовлетворена. А в этом — готова новая, в Министерство культуры (программа «Историческая память). Ответа пока нет. Объект — в процессе передачи региону.

Проблемной остается также усадьба М. В. Ломоносова. «Обелиск, установленный на месте, где в XVIII веке находилась стекольная фабрика и лаборатория Ломоносова Михаила Васильевича» (Ломоносовский район, мыза Усть-Рудица).

Усть-Рудицкое имение было даровано императрицей Елизаветой Петровной Ломоносову, получившему звание академика Петербургской академии наук, в марте 1753 года…

Ныне лишь по отдельным приметам можно определить планировку усадьбы в Усть-Рудице. Парк непроходим, можно увидеть только остовы фундаментов. Посильное шефство над объектом взял Санкт-Петербургский государственный университет…

Нужна срочная консервация

По всем этим объектам ещё год назад комитетом по культуре были подготовлены информационные справки, составлен реестр имеющихся документов и предложения по перечню субъектов РФ и крупных компаний — потенциальных шефов, в числе которых Ямало-Ненецкий округ, Архангельская, Свердловская, Челябинская области, Пушкинский дом и другие. К сожалению, таковых пока немного, но ратующие за сохранение усадеб не теряют оптимизма.

Знаток в деле сохранения памятников старины Михаил Мильчик в очередной раз заявляет: «Много раз повторял и теперь говорю: надо продолжать добиваться от Министерства культуры России средств на срочную консервацию того, что ещё не поздно спасать».

Сегодня в музее-усадьбе «Приютино» с 220-летней историей праздник «Приют для добрых душ» (строчка из «Послания к Тургеневу» поэта Батюшкова «Есть дача или мыза — приют для добрых душ…») Такой же судьбы надо добиваться для других исторических мест и старинных строений. Главное — успеть их спасти.

Евгения Дылева

Справка ИА REGNUM

На территории Ленинградской области располагается 186 усадеб, имеющих статус объектов культурного наследия. Федерального значения — 22 из них, регионального — 20, выявленных объектов культурного наследия — 144. Практически все усадьбы Ленинградской области связаны с историческими личностями.

Проект «Сохранение культурного наследия России», реализуемый Министерством культуры РФ совместно с администрацией Ленобласти.

В рамках этого проекта сегодня на территории региона реализуется три программы: реставрация музея-заповедника «Парк Монрепо» в Выборге, музея «Дом станционного смотрителя» в Гатчинском районе, музея-усадьбы «Приютино».

Напомним, весной 2014 года президент России Владимир Путин подписал закон, который ввел льготы для арендаторов старинных усадеб и особняков.

В документе говорится о возможности пониженной арендной платы в отношении объектов культурного наследия (ОКН) при соблюдении ряда условий. Объект культурного наследия должен находиться в федеральной собственности и быть в неудовлетворительном состоянии. Льгота предоставляется, если арендатор берет на себя работы по сохранению памятника «в срок не более семи лет со дня передачи в аренду».

Документом также устанавливается порядок применения санкций в отношении собственника, в том числе порядок прекращения права пользования не только в случае ненадлежащего содержания памятника, как это предусмотрено действующим законодательством, но и в случае действий, угрожающих его сохранности.

Напомним также, бывшая усадьба Алексея Николаевича Оленина, первого директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств, связанная с именами А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Н. И. Гнедича, К. Н. Батюшкова, расположена во Всеволожске, в пяти километрах от Санкт-Петербурга, на Дороге жизни.