9 сентября, в день рождения Льва Толстого, в чебоксарском культурно-выставочном центре «Радуга» открывается выставка из собрания московского Государственного музея Л.Н. Толстого «Кружится бала вихорь шумный». Выставка будет посвящена Году литературы и теме бала в произведениях русского писателя, сообщили ИА REGNUM организаторы.

Афиша выставки

В экспозицию вошли 52 иллюстрации российских художников XIX—XX вв. еков из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого. Основную часть выставки составляют работы, посвященные описанию бальных сцен в произведениях писателя. Представлены работы первого иллюстратора романа «Война и мир» Михаила Башилова (1821−1870), а также Константина Рудакова, Дементия Шмаринова, Андрея Николаева, Леонида Пастернака, Надежды Рушевой, Ивана Архипова, Александра Апсита, Дмитрия Кардовского, Юрия Гершковича, Ореста Верейского, Евгения Лансере, Сергея Адамовича, Александра Самохвалова. Также выставку сопровождают листы из альбома мод XIX века и виды «двух столиц» того времени, что позволяет поговорить не только о бале в произведениях Толстого, но и о культуре бала вообще, говорят в «Радуге».

Бал в эпоху Толстого был важным элементом дворянской культуры и дворянского быта: это не только развлечения, но и явление социальной жизни, форма коллективного бытия. Бал сочетал в себя множество функций — светскую службу, салон мод, школу ухаживания, брачную контору, увлекательную, но и опасную игру. Инициаторы выставки отмечают, что бал как яркое явление культурной и социальной жизни ХIХ века отображен во многих произведениях Льва Толстого. Он занимает важное место в повести «Детство. Отрочество. Юность», на страницах романов «Война и мир» и «Анна Каренина», в рассказе «После бала». Как правило, у Толстого именно на балу происходят важные для героев встречи: Андрей Болконский приглашает на танец Наташу Ростову, Анна Каренина видит Вронского, на контрасте легкости и красоты балы и жестокости повседневной жизни писатель строит композицию рассказа «После бала».

«Светская жизнь открылась молодому Толстому еще в Казани. Поэтическая память писателя навсегда сохранила впечатления от его первого бала. В неоконченном рассказе «Святочная ночь» он пишет: «Зачем описывать подробности бала? Кто не помнит того странного, поразительного впечатления, которое производили на него ослепительный свет тысячи огней, брильянтов, глаз, цветов, бархата, шелку, голых плеч, кисеи, волос, черных фраков, белых жилетов, атласных башмачков, пестрых мундиров, ливрей; запаха цветов, душков женщин; звуков тысячи шагов и голосов…», — говорят в «Радуге».