В Минске 3 сентября состоялся круглый стол на тему «Софийский собор как важнейшее культурно-историческое наследие белорусского народа», сообщает корреспондент ИА REGNUM.

delight-tour.ru
Софийский собор (Полоцк, Белоруссия).

Участие в мероприятии приняло около 20 человек — историки, философы, культурологи и политологи разных политических убеждений, но единых во мнении необходимости сохранения исторической памяти и духовного наследия белорусского народа. Почти два часа они обсуждали важность строительства копии Софийского собора, построенного в XI веке, но не дошедшего до нашего времени в первозданном виде.

Председатель Координационного совета организации российских соотечественников в Белоруссии, руководитель витебской общественной организации «Русский дом», писатель Андрей Геращенко сообщил об одобрении властями постсоветской республики идеи создания копии полоцкого Софийского собора. Он предложил обсудить идею строительства копии собора в первозданном облике, но не в Полоцке, а в Витебске.

По мнению Геращенко, возведение такого объекта в Полоцке может вызвать «диссонанс» у туристов, которым показывают здание Софийского собора, построенное на фундаменте прежнего, разрушенного в годы Северной войны 1700−1721 гг. На фундаменте древнего собора в XVIII веке был построен новый храм в стиле «виленского барокко» и передан греко-католикам («униатам»). После воссоединения униатов с Православной церковью (согласно решениям Полоцкого церковного собора 1839 года) храм снова стал православным, а в XX веке большевики национализировали здание и разместили в нём музей. До сих пор храм не возвращён церкви и, как отметил Геращенко, вряд ли это будет сделано, учитывая, что и в России решено не отдавать РПЦ санкт-петербургский Исаакиевский собор.

С мнением Геращенко солидарен политолог Николай Сергеев, который отметил важность проекта по созданию копии Софийского собора «с точки зрения идейной». Он отметил: «Три Софии на Руси должны олицетворять единство Русского мира».

«Белоруссия является частью Русской цивилизации, выстрадала свою принадлежность к Русскому миру», — сказал Сергеев. По его мнению, строительство копии Софийского собора будет символизировать русское единство.

С обстоятельным докладом выступил историк Олег Прудников, который отметил, что в XI веке сложилось три удельных русских центра — в Киеве, Новгороде и Полоцке, в каждом из которых был построен свой Софийский собор. Историк обратил внимания на отличия древнерусской архитектуры, «характерной только для княжеских центров Руси» и воплощённой в данных храмах, от византийской и «южнославянских образцов».

«Важен Софийский триглав для Руси», — подчеркнул Прудников. Он выразил убеждение, что при реализации проекта речь должна идти о «цивилизационном единстве триединого русского народа, Русской Православной цивилизации».

Сотрудник Института философии Академии наук Белоруссии Алексей Дзермант констатировал: создание копии полоцкого Софийского собора — «идея удачная, она возвращает смыслы». Он обратил внимание: «О связи Древней Руси с Византией вспоминают не очень охотно». Такая культурная связь, данная в ценном культурном наследии (в т.ч. архитектуре), по мнению Дзерманта, нуждается в большем внимании.

Мнение Дзерманта поддержал его коллега Петр Петровский, обративший внимание экспертов на считанные единицы сохранившихся памятников древнерусской архитектуры. Петровский констатировал наличие «пропасти между пластами» эпох, причём от некоторых из них осталось настолько мало оригинальных артефактов, что создание копий представляется рациональным решением.

Петровский отверг доводы критиков данного проекта, отметив, что копия полоцкой Софии «архитектурный облик Витебска не нарушит». Он также обратил внимание на необходимость и возможность восстановления в Минске «детинца» (часть минского замчища, датируемая 2-й пол. XI века). Участники мероприятия поддержали озвученную Петровским идею.

Философ Лев Криштапович не согласился с высказанным одним из выступавших мнением о том, что копия полоцкого Софийского собора может быть использована в целях «сепаратизма». Он отметил: «Эти «силы» будут использовать любой объект, и это естественно». По мнению учёного, будет глубоко символично выглядеть «витебская София как центр Западной Руси, киевская София — как центр Южной Руси и София новгородская — как центр Северо-Восточной Руси».

Политолог Сергей Шиптенко обратил внимание на опыт восстановления московского Храма Христа Спасителя, который не принадлежит РПЦ, но используется и церковью, и светскими организациями для проведения различных мероприятий. Таким же церковно-светским духовным центром, по его мнению, может стать копия полоцкого Софийского собора. Он отметил, что Полоцк незаслуженно обделён вниманием из-за неспособности властей привлечь к городу потоки внутреннего и внешнего туризма.

«Есть соблазн «увлечения храмами», в то время как приоритетом была и есть духовная работа с людьми», — сказал Шиптенко. Он отметил также ещё одну опасность: «Если не будет синергии церкви, общественности и бюрократии, то данный проект может вылиться в похабную коррупцию. Он не будет никому нужен, кроме чиновников, и деньги, коих в бюджете не так уж много, уйдут в песок». Кроме того, отметил он, есть риск получить «новодел» ещё худший, чем при реализации правительственной госпрограммы «Замки Белоруссии», и именно для этого необходимо участие общественности и церкви в обсуждении реализации проекта по возведению копии полоцкого Софийского собора.

Помимо темы круглого стола участники мероприятия усели обсудить ещё несколько вопросов. Среди них — скандальная ситуация вокруг памятника А.С. Пушкину в Могилёве.