Уровень библиотек Москвы очень высок, фонды прекрасно наполнены. Но библиотеки должны формировать потребности читателей, а не ориентироваться на их запросы, здесь не должны работать законы рынка, 23 августа корреспонденту ИА REGNUM заявил писатель, поэт, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, профессор факультета журналистики МГУ Игорь Волгин.

pintapalabras.blogspot.ru
Предназначение книги.

Отметим, что 21 августа на Совете директоров московских библиотек заявили, что в ближайшее время будет разработана новая система отбора книг, которые закупают в библиотечные фонды города, так как столичные читальни переполнены литературой сомнительного качества. В частности, из выделенных в 2013—2014 годах средств в 170 млн рублей, часть потратили на низкопробные, но популярные у горожан произведения. Так какие именно книги могут оплачиваться из бюджета города?

«Мне кажется, что государство имеет право определять, хотя бы примерно, круг приоритетов для библиотек. Потому что при всей широте нашего книжного рынка есть некий нижний предел, книги не должны быть «ниже плинтуса», — подчеркнул Волгин. — Человек может купить любую книгу, ведь у нас, слава богу, нет цензуры. Что же касается библиотек — это некие хранилища духа, крепости духа, и там все-таки должна быть литература и научная, и художественная, и классика, которая составляет ядро национальной и мировой эстетики, в том числе и современная. Но какая? Если школьнику предложить выбрать между комиксом и «Муму», он выберет комиксы».

По мнению Волгина, вопрос наполнения библиотечных фондов Москвы, как и траты бюджетных средств на их закупку, необходимо отдать в ведение самих библиотек. Но надо определить круг условий, приоритетов, на которые их фонды должны ориентироваться.

«Есть вещи, которые необходимы для формирования единого восприятия, чтобы был какой-то общий код нации. Ведь мы друг друга опознаем по цитатам. Есть какие-то формулы, которые позволяют людям понять, что они принадлежат к одной национальной структуре. В библиотеках должен быть самый широкий диапазон современной литература: и поэзии, и прозы. Но литературы настоящей — не графоманской, не конъюнктурной, не дешевой. Главный принцип тут, конечно же, не идеологический, а эстетический. Чтобы это не было подделкой. Библиотекам не нужно ориентироваться на потребности читателя. Библиотека должна формировать эти потребности, а не идти за ними».

Что же касается предложения о создании профильного совета, который мог бы определять, какие именно книги закупать и в какой пропорции распределять бюджетные средства на закупку, то такая структура может быть только консультативной, подчеркнул эксперт:

«Это будет сложная бюрократическая структура, но в плане консультативного органа это может быть. Какие-то консультации, рекомендации — да, но не в запретительном и обязательном плане. Как общий совет по рекомендациям библиотекам. Хотя я не представляю, кто реально будет всё это читать».