Василий Перов. Тройка. 1866

19 августа на пресс-конференции в Минске заведующая отделением гигиены детей и подростков ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Алла Малахова заявила, что Министерство образования Беларуси должно задуматься якобы над оптимизацией образовательного процесса в школах, чтобы в будущем отказаться от домашних заданий для учащихся. По её словам, старшеклассники занимаются в школе 15−16 часов, и ещё примерно 2,5 часа у них уходит на приготовление домашнего задания. Таким образом, совсем не остаётся времени на занятия спортом и хобби. Санитарно-эпидемиологическое ведомство озаботилось данным вопросом потому, что в последние годы школьники стали чаще болеть. Рост первичных заболеваний с 2005 года составил 5,2%. Чаще дети до 14 лет стали страдать от сахарного диабета, ожирения, болезней глаз, уха и органов дыхания.

Отменить «домашку»! Дети будут в восторге! А представьте, что сказали бы многие взрослые на предложение не ходить на работу при сохранении зарплаты? Тоже согласились бы, конечно! К сожалению, мир устроен так, что иногда у людей не надо спрашивать, что они хотят, и чего не хотят. Частенько и взрослые не имеют адекватного представления о реальности, а что уж говорить о детях.

Дети не занимаются спортом из-за домашних заданий? А почему раньше им это не мешало? Перечисленные виды заболеваний связаны с малоподвижным образом жизни. Сейчас основные хобби — компьютерные игры и сидение в соцсетях. Пусть сидят там подольше? Здоровее будут?

Как можно передать ребёнку информацию, не прибегая к чтению и самостоятельной работе над домашними заданиями? Во-первых, чтение — не только важнейший механизм восприятия информации, но и развития абстрактного мышления и воображения, которое, как говорил Наполеон, правит миром. Во-вторых, если не делать «домашку», в школу можно вообще не ходить и не учиться, потому что на уроках происходит только ознакомление с новой информацией. Ее усвоение и, соответственно, обучение происходит, прежде всего, за счет самостоятельной домашней работы ученика. Получается, в школах будут учить только одному — устному пересказу воспринятых на слух слов учителя? Тогда надо уже как в древности, до изобретения письменности, обращать всё в стихотворную форму. Представьте: поэма «Второй закон Ньютона». Или контроль знаний тоже отменят? Как при такой системе научиться решать задачи по математике или физике? Никак.

Но это всё — частности. Главное — намного серьёзнее. Озвученное предложение — лишь первый пробный камень к постепенной отмене всеобщего обязательного образования — одного из главных завоеваний советской имперской эпохи. Поскольку в Белоруссии народ очень консервативен, и во многом всё ещё живёт советскими понятиями, «вброс» сделали осторожно, со стороны — пока отменим только «домашку», и озвучивает предложение человек не из Министерства образования. Т. е., при резко негативной реакции общества, легко можно будет сдать назад. Правда, резко негативной реакции, скорее всего, и не будет. Народ у нас привык к экстравагантным высказываниям чиновников разного уровня. Обсуждать будут, конечно. Но вал возмущения не поднимут. Тем более что за постсоветское время народ поотвык от мысли, что более высокое образование может дать человеку более высокий стандарт жизни. Это уже давно не так.

Многие будут удивлены — как это отменить обязательное образование?! А вот так! Технический прогресс, роботизация, — слышали? Глобализация опять же. Мировой рынок стал единым, и производить товары лучше там, где рабочая сила дешевле. В Китае, например. А что досталось Белоруссии в наследство от проклятого «совка»? Слишком высокообразованное население, привыкшее к слишком высокому уровню социальной защиты? Не годится. Образованными управлять слишком тяжело. Да и не нужно их так много.

В СССР с ростом производительности труда сокращался рабочий день и нагрузка на работающих. В 1970-е годы темп работы на советских предприятиях стал намного более щадящим по сравнению с западным. О современном китайском темпе и не говорим. В перспективе планировалось сокращение рабочего дня до 5 часов. Но в капитализме всё не так. Там, где во главу угла поставлен не человек, а «эффективность», при малейшей возможности сэкономить работодатель сразу экономит на зарплате. Если благодаря техническому прогрессу работу десяти человек смогут делать двое, — восемь будут немедленно уволены. Поэтому капитализм приводит не к сокращению рабочего дня, а к росту безработицы.

Но для таких стран, как Белоруссия, это ещё не все плохие новости. Взгляните на своё имущество. На значительной части принадлежащих вам вещей вы увидите надпись «Made in China», или ещё какой-нибудь «Made in», но не «Belarus». Это значит, что Белоруссия не находит своего места в мировом разделении труда. Распределение безработицы в мире неравномерно. Если страна не может ничего предложить мировому рынку, безработица в ней будет в среднем выше. Пока ещё руководство Белоруссии искусственно поддерживает высокий уровень занятости за счет оттока, как минимум 10−15% трудоспособного населения в Россию и еще 3−5% на Запад в целом, производя продукцию на склад, и выплачивая зарплату из кредитов. А что будет завтра?

Сделав «стабильность» главной ценностью, белорусский режим спрятал голову в песок, и перекрыл себе возможность взглянуть в будущее. Не говоря уже о планировании будущего. А у западной глобальной элиты планы на будущее имеются. Это — «многоэтажное» человечество. Если для поддержания общественного производства не нужно много людей, то и учить их незачем. Есть небольшой процент людей, которые страстно хотят учиться, и самостоятельно преодолеют любые барьеры между собой и знаниями. Как Михайло Ломоносов. Таких будет достаточно. А остальные пусть погружаются в архаику, меньше знаешь — меньше потребляешь.

Но небольшое количество образованных людей совсем не обязательно размазывать тонким слоем по всей поверхности Земли. Они будут сосредоточены в тех странах, которые претендуют на лидерство, участвуют в мировой схватке за будущее.

Президент уже как-то говорил, что «учёных много, а картошку копать некому». Может, он ничего плохого своему народу не желает, просто констатирует реальность, в которой находится. В политике так всегда: ситуация диктует некоторые шаги, сделав которые, попадаешь в новую ситуацию, действия в которой часто тоже кажутся очевидными. Это — так называемый «инерционный сценарий», на который обречены все, кто не обладает концептуальностью и не видит будущего. Боишься потерять власть — одевай народ в вышиванки. Хочешь погрузить страну через двадцать лет в новое Средневековье — отменяй домашнее задание.

Разве случайно в Белоруссии наращивают рыцарско-вышиваночную истерию? Нет. То, что белорусская пропаганда нажимает на культуру «белорусской вёски» (деревни) и сказки про рыцарей Великого Княжества Литовского, говорит о месте, которое уготовано белорусам в новом мире. Это место — в «мировой деревне» рядом с «мировым городом», а белорусам предлагается жить в новом Средневековье, окруженном высокотехнологичными хай-тек странами.

Пока ещё белорусские ученики занимают высокие места на международных научных олимпиадах, трудоустраиваются в передовые компании, успешно работают в сфере высоких технологий. Это всё ещё советская инерция. Даже за два десятилетия не удалось сломать советскую школу. Но она не вечная. Когда на места учителей советской имперской школы придут, и уже приходят, жертвы «истории Беларуси», «географии Беларуси» и «белорусской литературы», а домашние задания заменят на селфи в вышиванках, с советским наследием будет покончено.

Россия бросила вызов Западу, и тем самым заявила претензию на своё место в мире, и на собственное видение будущего. Да, это принесло и принесет ей еще массу проблем. Предстоит ещё ясно сформулировать свой образ будущего и преодолеть сопротивление «пятой колонны» во власти. Но, несмотря на все, но и нарастающие трудности, вызов принят и сворачивать движение никто не собирается. А Белоруссии пора определяться. Заигравшись в «многовекторность», можно оказаться не в союзе с каким-то центром силы, а в глубокой … яме между ними.