Вернут ли реставраторы профиль Сталина на знамя советского народа?
Москва, 6 августа, 2015, 13:32 — ИА Регнум. В августе текущего года в главном павильоне ВДНХ начнется реставрация горельефа «Знаменосцу мира Советскому народу — слава!», автором которого является выдающийся советский скульптор, Народный художник СССР Евгений Вучетич — автор таких всемирно известных памятников, как памятники «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине, «Родина-мать» на Мамаевом Кургане в Сталинграде и памятник Ф.Э.Дзержинскому, стоявший до 1991 года на Лубянской площади в Москве.
Монументальный горельеф (площадью 90 кв. метров, глубиной 62 см) был выполнен для нового Главного павильона Выставки достижений народного хозяйства (архитекторы Ю.В. Щуко и Е.А. Столяров) в 1950−53 гг. группой скульпторов из мастерской Е. Вучетича, в которую входили П. Фридман, Л. Муравин, Н. Белугин, Д. Никитин, Г. Постников, при участии архитекторов А. Великанова и В.Демина. Памятник выполнен из гипса, окрашенного под бронзу.
В горельефе запечатлено многолюдное триумфальное шествие советского народа (композиция включает более полутора тысяч скульптур).
В 2014 году во время последнего демонтажа первого павильона за фальшстеной обнаружили горельеф, который более 40 лет был скрыт от посетителей.
Монументальное произведение было создано для прославления советского строя. В оригинальной версии памятник изображал шествие народа, возглавляемого рабочим и колхозницей, под знаменем, на котором были портреты Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Однако так как рельеф создавался в разгар разоблачения культа личности Сталина, в 1960 году его портрет замазали, а позже убрали и Маркса с Энгельсом, оставив только Ленина.
Памятник претерпел и другие изменения: в руки рабочего вместо первоначального герба поместили младенца. В 60-х годах, всего через 10 лет после открытия горельефа, во время тотального пересмотра «современности» советского искусства, архитектуру признали стилистически устаревшей. Скульптурная композиция Вучетича была закрыта от глаз народа как несоответствующая новым требованиям советской эстетики.