Министр культуры России Владимир Мединский в интервью радио «Коммерсантъ ФМ» заявил, что современная литература должна учитывать особенности и потребности новой аудитории, которая, по его мнению, не всегда может «переварить через себя текст, превышающий 140 знаков».

nnm.me
Владимир Мединский.

Кандидат филологических наук, писатель, литературовед и литературный критик Майя Кучерская в ответ на это высказывание заявила корреспонденту ИА REGNUM, что написать полноценный художественный текст в 140 знаков — это сильный вызов для писателя и даже для поэта. «Я бы предложила организовать такой литературный конкурс и посвятить его нашему министру», — заметила она.

Кучерская не согласна со стремлением министра приспособить современную литературу под непритязательные вкусы тех, кто не интересуется чтением. «Несмотря на то, что число читателей книг уменьшается и в России, и во всем мире, те, кто читать привык, читать любит, сохраняют тягу именно к длинному высказыванию, к уютной толстой книжке. Роман Тартт «Щегол», мировой бестселлер — весьма объемное произведение. От художественного текста читатель ждет не информации, а глубокого погружения в иной мир, для этого необходимо множество образов, огромное романное пространство. Поэтому, кстати, самый востребованный на рынке жанр — роман. Недаром и на фестивале на Красной площади люди буквально скупали книги, в которых очень много букв и знаков, намного больше 140», — отметила Майя Кучерская.

Писатель, редактор, заведующий отделом прозы литературного журнала Виталий Сероклинов считает, что Мединский в своём интервью «с первых же фраз начинает путать форму с форматом, пытаясь оперировать этими понятиями, не совсем понимая, что они означают применительно к литературе и книгоизданию».

Как заявил корреспонденту ИА REGNUM Сероклинов, разговоры о переходном этапе русской литературы «набили оскомину ещё Фёдору Михайловичу, после прискучив и Льву Николаевичу с Владимирами Владимировичами (тому из них, что с красным-серпастым в широких штанинах и револьвером, и тому, кто кроме писательства был любителем насекомых, а не тигриц)».

Что касается в целом взгляда министра на современную литературу, то Виталий Сероклинов согласился лишь с тем, что волна популярности интернет-писателей прошла. «Хотя сами авторы, вышедшие из ЖЖ, как и я, по-прежнему считают себя писателями. По тиражам книжных издательств, во второй половине «нулевых» активно начавших издавать книги самых известных авторов ЖЖ, это видно отчётливо. Кроме того, и имён в сборниках жежистов (а до сих пор встречаются очень интересные) стало поменьше, и произошло некое понимание, что тысячные восторги в комментариях не эквивалентны признанию автора настоящим литератором», — добавил он.

В качестве примера Сероклинов привел популярную писательницу Наринэ Абгарян. «Потому и теперь, через годы, стало совсем понятно, что Наринэ Абгарян — это литература настоящая, качественная, вызывающая гамму чувств и размышлений, а условный Гришковец, подавшийся в ЖЖ и даже издавший нечто одноимённое с этой популярной некогда интернет-площадкой, — это концентрат слащавого самолюбования и зависти к тем, у кого результат вышел естественнее и интереснее, потому смотреть на Гришковца на сцене, даже в моноспектакле, интереснее, увы, чем читать очередной его псевдолитературный выпад в сторону завистников», — поделился он своим мнением.

По мнению Виталия Сероклинова, министр обошел стороной вопросы о насущных проблемах для издательств, авторов и книжных магазинов. «Для авторов — ликвидацию подспудной или самой настоящей по нынешним временам цензуры; для книготорговцев и книгоиздателей — щадящей или хотя бы не дёрганной налоговой политики в условиях удорожания бумаги и беспредела с арендой; для организаторов книгофестивалей — признания их нужности для государства и для того самого «воспитания читателей», о котором причитает Мединский», — пояснил писатель.

Драматург, актер и режиссер Борис Мирза заявил корреспонденту ИА REGNUM, что всерьез комментировать интервью Владимира Мединского сложно. «Конечно, вполне можно порассуждать насчет того, может ли современный читатель «переварить через себя» что-то большее, чем текст в 140 знаков, или нет. Можно было рассказать министру, что у нас вполне читающая страна. Была и пока остается. Читают Акунина, читают Улицкую, читают множество приличных авторов и на бумаге, и в сети. Читают, и даже длинные книги», — заметил он.

Борис Мирза рассказал, что около десяти лет преподавал теорию драмы и опрашивал своих студентов о круге их чтения. «Читают Булгакова и Салтыкова-Щедрина, Бунина и Сологуба. И даже сложного Мережковского читают… Несмотря на попытки сделать из народа стадо, это пока не удалось. Слишком высок был образовательный уровень. Чтобы его победить, надо еще много «поработать». И предложение писателям учитывать невысокий культурный уровень масс, который, «к большому сожалению» министра, нужно учитывать, звучит крайне презрительно по отношению к собственному народу. Презрительно и неверно», — поделился своим мнением режиссер.

Он привел в пример стихотворение Маяковского:

Между писателеми читателем стоят посредники, и вкус у посредника самый средненький. Этаких средненьких из посреднической ратитыща и в критиках и в редакторате. Куда бымысль твоя ни скакала, этотвсёозирает сонно:— Я человек другого закала. Помню, как сейчас,в стихах у НадсОна… Рабочий не любит строчек коротеньких…

«Вот при Маяковским укоряли за коротенькие строчки, теперь советуют не писать длинных. А точнее, советует авторам подстраиваться под низкий уровень того народа, который достался Мединскому. Потому что книга — это «маркетинговый продукт». Ну, мол, почитайте, если части разночинцев этот продукт (так культурный министр называет книги) подойдет, то можно уже сделать кино для плебса. А остальным, кто не дотягивает до киносценария, тем советует писать покороче и помощи не ждать», — возмутился Мирза.

По мнению Бориса Мирзы, Мединскому «не стоит вмешиваться в литературный процесс». «Мы, авторы — и те, которых министр признает настоящими писателями, и те, которых он считает мнимыми и жалостливо называет «все же авторами», — и не просим помощи. Не только деньгами, но и советом. Не надо министру вмешиваться в литературный процесс. Авторы будут создавать тексты по собственной потребности отображать жизнь посредством художественных образов, а читатель решит, что ему читать, а что — нет. Время же расставит всё по своим местам. И кто-то будет жить не в «продукте», но в книгах, а кто-то уйдет в небытие. И этот процесс не требует регулирования. И даже поддержки не требует. Быть может, кроме одного. Пусть уважаемый министр культуры сходит и попросит своего коллегу, министра образования, чтобы тот постарался и как-то поднял статус и заработную плату школьным учителям литературы. Может быть, тогда умные и талантливые, знающие и любящие свой предмет выпускники вузов придут в школу, и у министра культуры будет меньше поводов говорить о своем народе как о безмозглом быдле», — заявил Борис Мирза, добавив, что таковым народ не считает.

Напомним, «Коммерсантъ» опубликовал сегодня интервью с министром культуры РФ Владимиром Мединским, где глава ведомства после посещения фестиваля «Книги России» на Красной площади рассуждал о проблемах современной литературы.

В частности, он заявил, что «многие зачастую с трудом могут переварить через себя текст, превышающий 140 знаков, в общем, к сожалению большому, литература тоже должна это учитывать. С одной стороны, она, конечно, воспитывает читателя, с другой стороны, она под него подстраивается». Кроме того, Мединский назвал проблемой большое количество авторов. «Я говорю об издаваемых авторах, а если мы с вами будем говорить еще об авторах, которые мнят себя авторами, то есть это все, что выплескивается в бездонный океан интернета, они ведь тоже все же авторы. Нет такого жежешника, который не считает себя Булгаковым, и это тоже проблема», — добавил министр.