Сегодня, 6 июня, представители общественных движений Общество русской культуры Республики Татарстан и «Русский язык в школах Татарстана» пытались развернуть свои плакаты на праздничном мероприятии, посвященном Дню русского языка и дню рождения Александра Сергеевича Пушкина в Казани, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Поначалу к активистам подошли сотрудники правоохранительных органов и, сославшись на организаторов — министерство культуры Татарстана, настоятельно порекомендовали не разворачивать своих плакатов до тех пор, пока мероприятие не покинет президент республики Рустам Минниханов. Общественники, по их словам, попытались найти организаторов, чтобы понять, почему на мероприятии, посвященном русскому языку, им не позволено говорить о его проблемах, но тех на месте не оказалось.

В итоге активисты развернули плакаты только тогда, когда праздничный митинг подошел к завершению, а после устроили одиночные пикеты возле зданий Конституционного суда и Дома правительства Республики Татарстан. Плакаты пикетчиков гласили: «Требуем преподавания русского языка как родного!», «Рустам Нургалеевич (Минниханов — прим. ИА REGNUM)! Цветочки к памятнику — хорошо! Но кто обеспечит достойное место в образовании наших детей? Пушкин?», «Количество татарского языка увеличивается за счет сокращения часов русского языка. Вот в чем проблема. В.В. Путин», «Верните русским детям родной язык!».

«В такой великий день мы не могли не поднять вопрос о преподавании русского языка, — прокомментировал ситуацию председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов. — Этот нонсенс, что дети в Татарстане вместо положенных 1200 часов русского языка и литературы получают всего 800 часов. Несмотря на том, что на заседании 19 мая президент России отметил, что проблема заключается именно в том, что национальные языки изучаются за счет русского языка, на местах ничего не поменялось. Ну пришел сегодня веселый президент Рустам Минниханов вместе со всей своей свитой и министром образования к памятнику Пушкину, возложили цветы, сфотографировались на его фоне — подобное они делают ежегодно, и на этом все заканчивается. Как работник вуза я воочию вижу, как все больше деградирует каждое новое поколение студентов. Если лет десять назад у молодежи существовала проблема изложить мысль письменно, то теперь они уже не могут ее правильно высказать».

«Ситуация становится только хуже, — убеждена активистка родительского сообщества «Русский язык в школах Татарстана» Екатерина Беляева. — Часов русского языка в школьной программе не стало больше, но в некоторых классах стало больше татарского. Татарскому детей начинают учить с четырех лет, когда они на своем родном — русском, еще плохо говорят. Как результат, у многих детей возникают проблемы с освоением языков, в целом. А также дефекты речи, связанные с произношением. То, что Владимир Владимирович высказался о проблеме — прекрасно, но у меня складывается впечатление, что в Татарстане о ней знают только те, кто ей интересуется. Мой знакомый педагог, ранее работавший в других регионах России, после года преподавания в Татарстане пришел к выводу, что грамотность татарстанских школьников в отношении русского языка в разы ниже, чем у их сверстников из других уголков страны».