Популярный в Армении народный танец «Кочари» в этом году будет представлен в ЮНЕСКО для признания в качестве нематериального культурного наследия человечества.

Танец "Кочари". Фото: 900igr.net

Как считает министр культуры Армении Асмик Погосян, при этом Армения столкнется с позицией Азербайджана, утверждающего, что «Кочари» является тюркским танцем. «Правда, мы сталкиваемся с серьезным противодействием, так как наши соседи будут утверждать, что это их национальный танец. Но мы докажем, что это армянский танец», — отметила Погосян. При этом министр вспомнила, что, несмотря на противодействие Азербайджана, в 2014 году большой победой для Армении стало признание лаваша со стороны ЮНЕСКО армянским нематериальным культурным наследием.

Армения зарегистрировала в ЮНЕСКО в качестве нематериального культурного наследия 4 национальных бренда. В 2008 году были зарегистрирован «Дудук и его мелодия», в 2010 году — «хачкары» (крест-камни), в 2012 году — национальный эпос «Давид Сасунский». Аналогичные претензии у Баку были и в отношении лаваша, а дудук у Армении оспаривала Турция.

Относительно танца «Кочари» Агентство по авторским правам Азербайджана обнародовало заявление. «Армяне на протяжении долгих лет крадут, присваивают и представляют в качестве армянских принадлежащие азербайджанскому народу музыкальные произведения, образцы фольклора и другие образцы нематериального культурного наследия Азербайджана», — говорится в сообщении. В Баку считают, что танец «Кочари» является одной из разновидностей известного в Азербайджане танца «Яллы».

По этому поводу бакинский портал Haqqin. az пишет: «На протяжении двух с половиной столетий пребывания армянского населения на исторических азербайджанских землях без зазрения совести шла и продолжает идти ничем не прикрытая арменизация культуры, традиций, топонимов и даже кухни азербайджанцев. При этом наши нечистоплотные на руку соседи ничтоже сумняшеся прибавляют к любой дате даже не столетия, а тысячелетия и штампуют фальсифицированные источники, якобы доказывающие армянское происхождение того, что они собираются прихватизировать. Не минула чаша сия и азербайджанский народный танец «Кочари».

Необходимо отметить, что претензии Баку на танец «Кочари» возникли лишь в последние годы. Танец в числе прочего известен знаменитыми документальными кадрами, как бойцы 89-ой армянской Таманской дивизии плясали его после взятия Берлина у стен поверженного Рейхстага. «Кочари» широко использовался армянскими композиторами в своих произведениях: балет «Спартак» Арама Хачатуряна, его же фуге № 7 из цикла «Речитативы и фуги», 2-ой симфонии Дживана Тер-Татевосяна, «Симфонических танцах» Эдварда Мирзоянa, сонате Аро Степаняна, для струнного квартета Рубена Алтуняна и в других произведениях.

Исполнители «Кочари» держатся за руки или кладут друг другу руки на плечи и танцуют сомкнутым рядом по кругу. Перемена фигур происходит по команде вожака, который подаёт знак взмахом платка или возгласом. Состоит танец из резких выпадов вперёд и назад, шагов с приплясом, переходящих в динамические прыжки с поворотами. В старину танец считался «разогревочным» перед началом битвы, так как помогал войнам настроиться на предстоящее сражение. В правильной форме плясок вида «Кочари» сохранились двигательные корни древнейших движений некогда подражавших повадкам, скачкам и прыжкам, бою, боданию овнов и козлов.