Москва, 30 марта, 2015, 17:41 — ИА Регнум. История с «Тангейзером» похожа на историю с «Левиафаном», считает Председатель исполкома Ассоциации учителей русского языка и литературы Роман Дощинский
Комментируя для ИА REGNUM ситуацию с увольнением директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Бориса Мездрича, Роман Дощинский отметил: «Эта история похожа на историю с „Левиафаном“ Сергея Звягинцева». Здесь тоже имеет место трата бюджетных государственных денег, денег налогоплательщиков. Министерство культуры России ежегодно выделяет средства на развитие организаций культуры, на возможности для деятелей культуры воплотить свои творческие замыслы. Я считаю, что в этом случае государство имеет полное право контролировать процесс, посмотреть на тот продукт, который в итоге эта организация «выдает». Оправдались ли надежды государства при постановке произведения Вагнера в Новосибирске? Четко ли государство ставило задачу перед Новосибирским оперным театром? Вина в этой ситуации делится «50 на 50». С одной стороны, это уже уволенный директор театра, с другой — представители Министерства культуры, которые дали разнарядку, дали разрешение ставить это произведение. Но почему же они не проследили, что в итоге должно было получиться? Сейчас же они решением о снятии директора театра пытаются прикрыть свои некомпетентность…"
«…Деятели культуры, безусловно, должны нести ответственность не только перед зрителями и читателями, но и за трату бюджетных денег. Вопрос об увольнении никогда бы не встал, если бы, например, это были бы какие-то другие средства или собственная инициатива театра — поставить оперу Вагнера. Оно они выполняли государственной задание. Государственное задание было выполнено некачественно,»-- подчеркнул далее Роман Дощинский.
По его словам, учредитель, в данном случае — Департамент культуры Правительства Новосибирской области, который представляет интересы Министерства культуры Российской Федерации — должен был следить за тем, как это задание выполнялось.
Говоря о допустимости настолько вольной интерпретации сюжета и возможности подобной постановки на академической сцене в принципе, Роман Дощинский отметил: «Такова позиция большей части современной интеллигенции, которая никак не может определиться, с кем она, — удовлетворяет ли она свои собственные амбиции, действут в интересах народа? Например, я считаю, что постановка именно Рихарда Вагнера сейчас не самое актуальное занятие. Почему надо ставить именно Вагнера, а не ставить российские произведения искусства? Почему именно сейчас надо ставить произведение любимого композитора Адольфа Гитлера? Когда министерство культуры дает государственное задание, оно смотрит, на что оно его дает?.. Конечно, многие деятели культуры говорят в большинстве своем о свободе слова, о посягательствах на независимость художника. Но никто не говорит об ответственности художника. Поскольку воспитательная задача в данном случае выполнена на минимуме. Допустима ли вольная трактовка христианских мотивов этого либретто, попытка столкнуть религиозные и светские течения. Ведь кто еще по осени забил тревогу? Представители православной общественности. Именно их возмутила интерпретация, то, как был подан в спектакле образ Христа, и многое другое, начиная с афиши этой постановки…. Но культура это то, что должно двигать человека вперед, и воспитательную задачу с культуры никто не снимал. Здесь же нет даже эстетики, скорее, это антиэстетика. Подлинная эстетика все-таки согласуется с нравственностью.»
Как сообщало ИА REGNUM, директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича уволили из-за скандала, разразившегося вокруг оперы «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина. На место Мездрича назначен глава Михайловского театра Владимир Кехман.
Ранее постановка «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета привела режиссёра Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича в суд. Большой скандал разгорелся вокруг постера, который демонстрируется в спектакле. По сценарию, главный герой снимает фильм «Венерин грот», и рекламный постер этой картины изображает распятие между раздвинутых женских ног. Суд не нашёл в такой демонстрации христианского символа состава правонарушения, однако новосибирская прокуратура уже опротестовала решение. Дата рассмотрения жалоб пока не назначена.