В Санкт-Петербурге в "Шалаше Ленина" и "Сарае" в Разливе сегодня, 29 июня, открывается выставка участников европейской биеннале Manifesta 10 - художников Ильи Орлова и Натальи Краевской. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM художники, в центре внимания их проекта - современная проблематика политики памяти о революционном наследии в контексте бывшего идеологического музея.

На материале одного из первых мемориальных ленинских музеев страны, одного из главных революционных памятных мест - музеефицированного в советское время "последнего подполья Ильича", современные художники поднимают вопрос о том, что происходит с революционными памятными местами сегодня, когда их идеологическая функция растворилась в истории, прошлый политический смысл пережил инфляцию, а образы революции десакрализованы.

Выставочный проект балансирует на грани между выставкой современного искусства и музейной реэкспозицией. Художники по-новому осмысляют и выставляют материалы, найденные в процессе исследовательской работы в музейных фондах - возвращая в экспозицию элементы советского минималистического выставочного дизайна конца 1960-х, деконструируя советские ритуалы - прием в пионеры, визиты почетных гостей, проводившиеся в Разливе в советские годы. Внося лишь небольшие изменения в экспозицию, авторы проекта говорят о значимости революционного наследия, сохраненного музеем, одновременно провоцируя зрителя на собственное размышление - не только о "работе" идеологии в советское время, но и о сегодняшнем значении и бытовании всемирно известного ленинского музея.

Напомним, Европейская биеннале Манифеста наряду с Венецианской биеннале и проходящей раз в пять лет в немецком Касселе выставкой Documenta, входит в число крупнейших и наиболее значимых международных выставок современного искусства. Основанная в начале 1990-х годов как общеевропейская "кочующая" биеннале, Манифеста призвана объединять и исследовать культурное поле Восточной и Западной Европы после падения Берлинской стены. Нынешняя Манифеста проходит с 28 июня по 31 октября в Санкт-Петербурге, главной площадкой ее стал Государственный Эрмитаж.