В рамках тематического Года русского языка фонды Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина в Санкт-Петербурге продолжают пополняться уникальными документами и редкими материалами, отражающими многовековую историю государственного языка Российской Федерации. Как сообщили сегодня, 18 апреля, корреспонденту ИА REGNUM в учреждении, одним из последних поступлений стал восьмитомный труд Владимира Даля "Пословицы русского народа: сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр."

Издание включает более 30 тысяч кратких народных изречений. Источниками для сборника послужили собрания Княжевича, Снегирева, различные рукописные листки и тетрадки. Основная часть материала была собрана автором "в устной беседе, из живого русского языка, из речи народа". Как написал автор в предисловии: "Простой народ упорно хранит и сберегает исконный быт свой... Пословицы и поговорки слагаются только в пору первобытной простоты речи и, как отрасли, близкие к корню, стоят нашего изучения и памяти".

Сборник состоит из тематических разделов. "При таком расположении довольно полного сборника я уже не только тешусь остротой той, либо другой пословицы, но вижу в них одну общую и цельную картину, в которой есть более глубокий смысл и значение, чем в одиночных заметках", - пишет в предисловии Владимир Даль.

Однако, несмотря на такую востребованность и актуальность издания в наши дни, сборнику до его выхода в свет в 1853 году было суждено пройти много мытарств. Автор вспоминает это так: "Люди, притом люди ученые по званию, признали издание сборника вредным, даже опасным, сочли долгом выставить и другие недостатки его, между прочим, такими словами: "Замечая и подслушивая говоры народные, г. Даль видно не скоро их записывал, а вносил после, как мог припомнить; от того у него редкая пословица так записана, как она говорится в народе".

Ответ Даля последовал незамедлительно: "Не знаю, в какой мере сборник мой мог бы быть вреден или опасен для других, но убеждаюсь, что он мог бы сделаться небезопасным для меня... Остается положить его на костер и сжечь; я же прошу позабыть, что сборник был представлен..." После этого еще несколько лет сборник Даля находился под запретом, а потом его все-таки удалось издать.