Качество школьных учебников и библиотек вызвало нарекания Счетной палаты РФ
Москва, 9 апреля, 2013, 14:46 — ИА Регнум. Материальная база школьных библиотек зачастую не соответствует возлагаемым на них задачам реализации федеральных государственных образовательных стандартов. К такому выводу пришли аудиторы
На коллегии отмечалось, что в настоящее время наблюдается существенный разрыв между возрастающей ролью школьных библиотек как эффективным условием реализации федеральных государственных образовательных стандартов и имеющейся в них материально-технической базой: 4,9% общеобразовательных учреждений не располагают библиотеками (1,4% городских школ и 7% сельских школ); большинство школьных библиотек не соответствует санитарным нормам по занимаемым площадям, не имеет читальных залов, слабо оснащено необходимым оборудованием, компьютерной техникой, программными продуктами; библиотечные фонды в общеобразовательных учреждениях, как правило, скудны. В большом количестве общеобразовательных учреждений обучающиеся не обеспечены учебниками и учебными пособиями за счет бюджетных средств и для их приобретения привлекаются средства родителей.
Проверкой выявлены недостатки нормативного правового обеспечения деятельности библиотек общеобразовательных учреждений и формирования библиотечных фондов. Так, например, статус, права и обязанности школьной библиотеки должным образом нормативными правовыми документами не закреплены. Государственный документ, определяющий основные направления развития и модернизации школьных библиотек России, отсутствует. В материалах, представленных на коллегии, отмечается, что установленный в настоящее время порядок проведения экспертизы учебников недостаточно регламентирован и не обеспечивает взаимосвязь качества учебника с результатами обучения. Контроль за деятельностью экспертных организаций не осуществляется. Апробация учебников не предусмотрена. Между тем качество учебников по-прежнему вызывает нарекания.
Федеральные перечни учебников ежегодно дополняются новыми учебниками - всеми, получившими положительные экспертные заключения
Обеспечение обучающихся учебными пособиями также нуждается в существенном дополнительном регулировании. Экспертиза учебных пособий, а также контроль за их изданием и качеством выпускаемых учебных изданий не предусмотрены и не осуществляются. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" Минобрнауки России утвержден перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий. Однако в этот перечень наряду с организациями, ежегодно издающими сотни, а некоторые и тысячи учебных пособий, включены организации, не издавших за 2010 - 2012 годы ни одного учебного пособия для общеобразовательных учреждений. Эти организации издают публицистическую литературу, учебные издания для вузов, авантюрно-исторические романы, но не учебные пособия для школы. Также в перечень, организаций, осуществляющих издание учебных пособий, включено ЗАО "Релод", по которому регистрация вообще каких-либо изданий в этот период не осуществлялась. На сайте этой организации размещены прайс-лист, содержащий более 33 тысяч наименований учебных изданий зарубежных и российских издательств, а также разъяснения о возможности официального использования этих учебных изданий на основании того, что ЗАО "Релод" включен в утвержденный Минобрнауки России перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий. Стоимость учебников и учебных пособий не отслеживается и не контролируется. Вместе с тем, общая стоимость учебников и учебных пособий для обеспечения ими всех обучающихся Российской Федерации на один учебный год составляет расчетно более 80 млрд. рублей.
Общественный контроль за проведением экспертизы учебников, формированием федеральных перечней учебников и отбором организаций, осуществляющих издание учебных пособий, со стороны авторитетных общественных организаций, как то: Российский книжный союз, Российское историческое общество, Русское географическое общество - не установлен. Коллегия решила направить представления в Минобрнауки России, правительство Ставропольского края, правительство Вологодской области, Министерство образования и науки Астраханской области, а также обращение в Генпрокуратуру России. Информационное письмо направляется в правительство России, а также отчет о результатах проверки в палаты