К разработке шкалы оценки вузов подошли некомпетентно, и сам мониторинг Министерства образования и науки РФ по оценке деятельности высших учебных заведений расценивают как чьё-то желание отказаться от финансирования системы высшего образования, считает директор центра социологических исследований и медиа-технологий Магомед Магомедов.

"Но это вовсе не значит, что если правильно провести замеры, все дагестанские вузы окажутся эффективными. Правильные замеры станут ориентиром для ректоров - что подтягивать, над чем работать", - уточнил кореспонденту ИА REGNUM собеседник.

По словам Магомеда Магомедова, деятельность вузов нужно оценивать не по входной аттестации, а по востребованности и достижениям выпускников. В мониторинге нет замеров по качеству вузовского образования. Ничего не сказано о техническом оснащении и внедрении современных технологий. Эксперт утверждает, такая псевдооценка наносит большой удар по педагогическим вузам. Они не смогут зарабатывать на научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах (НИОКР) как технические вузы.

Согласно первому пункту, чтобы быть эффективным вуз должен минимизировать или вовсе перестать принимать абитуриентов с итоговыми ЕГЭ менее 60 баллов. Это большой срез абитуриентов, и среди них многие хорошо знают профильный предмет. И эти люди теряют возможность получить высшее образование. Магомедов расценивает это как нарушение конституционного права на бесплатное образование.

Собеседник заметил, что с одной стороны менее 60 проходных баллов дает основания считать вуз неэффективным, а с другой стороны Министерство образования и науки дает вузам минимальное количество проходных баллов - 45. Второй критерий мониторинга Минобрнауки - минимальный объем НИОКР - 50 тысяч рублей в расчете на одного научно-педагогического работника. По словам Магомедова, в документе не уточняется 50 тысяч рублей в месяц или в год. У эксперта возникли большие сомнения, в том, что, преподаватель с зарплатой 6,5 тысячи рублей сможет зарабатывать государству в год 50 тысяч рублей и параллельно выполнять стандартную академическую работу.

"Министерство образования и науки данным маркером стимулирует коррупцию. На таких условиях без коррупционных составляющих ни один здравомыслящий человек не останется работать", - подчеркнул Магомед Магомедов.

Следующий критерий - количество иностранных студентов, которых должно быть не менее семи человек на каждую тысячу. К примеру, перед Пермским государственным институтом культуры и искусства ставится задача обучать много иностранцев. Хотя очевидно, в таких вузах иностранцы не учатся.

У собеседника возник вопрос - "как по этому маркеру быть эффективным вузам на крайнем севере, Сибири, как быть Дагестану, Чечне, и Ингушетии?".

Если в Дагестан отказываются приезжать на игры футбольные клубы, то как можно привлекать иностранных студентов? Вопреки сложившейся ситуации иностранные студенты в Дагестане хоть в небольшом количестве, но есть.

Очередной пункт: доходы вуза из всех источников должны быть не менее 1 млн 100 тысяч рублей в расчете на одного научно-педагогического сотрудника. "Как можно требовать такие суммы у ассистентов, лаборантов, преподавателей, чьи зарплаты варьируют от 4800 до 15000 рублей", - ставит вопрос Магомедов. Последний пункт о минимальной обеспеченности площадями учащихся эксперт обсуждать не взялся, сославшись на других специалистов, которые занимаются такими расчетами. Он лишь добавил, что в результате роста населения, количество студентов многократно увеличилось. Между тем, несмотря на строительство нескольких корпусов, площадей всё равно недостаточно.

Напомним, в начале ноября Министерство образования и науки РФ опубликовало результаты мониторинга российских вузов. Мониторинг проводился в августе - сентябре 2012 года, вузы оценивались по 50 параметрам. Ключевых - пять: средний балл по ЕГЭ, который получили студенты, поступившие на бюджетные места, объем научной деятельности, уровень доходов вуза, доля выпускников-иностранцев и общая площадь зданий в пересчете на студента. По каждому Минобрнауки определило пороговые значения.