В Институте философии РАН в Москве продолжается работа в рамках совместного семинара ИФ РАН и Миланского свободного университета "Философия в публичном пространстве". С докладом выступила доктор политических наук Мария Федорова.

Должен ли политик быть философом? Так звучала основная тема доклада. Прояснить отношения между политикой и философией необходимо, уверена Мария Федорова: на протяжении многих веков они шли рука об руку, оказывая влияние друг на друга. Этот вопрос не утратил актуальности в современном мире: "если политика - это сфера, где создаются основы человеческого общежития, то что в этом направлении может сделать философия, которая является бесконечным творчеством смыслов?"

История показывает, что интеллектуальная традиция, согласно которой философия является направляющей силой по отношению к политике, является достаточно устойчивой, отметила Федорова. Это явление можно обозначить как "сверхдетерминацию": основы его были заложены еще Платоном, утверждавшим, что философ должен быть политиком, так как правление есть объективное знание об истине, которое дает возможность повелевать людьми - знание философское. Позже эта традиция не раз воспроизводилась, имея, в том числе, и реальные политические последствия. Утопии Нового времени, философия Просвещения, в частности, образ "просвещенного монарха", философия Руссо и даже Маркса - все это в той или иной степени варианты сверхдетерминации. Но полезно ли это для политики?

По мнению автора доклада, сверхдетерминация вредна не только для политики, но и для философии. "Такое положение вещей предполагает строительство нового политического здания на полностью расчищенном поле. Но здание, которое на такой почве строится - это паноптикум, тоталитарное государство, где каждый подконтролен власти. Философия тоже в невыгодном положении: она дискредитирована своим детищем", - пояснила она. Зачастую философские идеи в политике трактуются противоположным образом: гуманное становится негуманным, прогрессивное реакционным, отмечали участники семинара: так получилось с философией Руссо, Маркса. Только теперь, 25 лет спустя после перестройки, в России начинается объективное изучение левой идеи.

"Критическая функция философии остается важнейшей в ее отношениях с политикой. Философия стремится стать на позиции тех сил, что оппозиционны к власти, воспринимаемой как господство", - подчеркнула Мария Федорова. По ее словам, более продуктивно обратиться к идеям Аристотеля, во многом оппонента Платона: по мысли Аристотеля, политика - не знание, а вид деятельности; это практика, рождающаяся в диалоге. "Выход из ситуации сверхдетерминации - создание новой политической онтологии, нового типа рациональности, укорененной не в знании, а в опыте", - констатировала Федорова. По ее словам, в рамках такого подхода познание человеком действительности, в том числе политической, вырастает из соприкосновения человека с миром. Определяющим моментом, таким образом, становится умение видеть вещи с позиции всех участников политической дискуссии. "Политик не должен быть философом. Это не вредно для него, но может быть вредно для общества", - резюмировала Мария Федорова.

По итогам доклада состоялась дискуссия, участники которой высказали свое мнение по заявленной проблеме и предложили ряд тем для будущих семинаров в рамках проекта.