Опубликована карта Абхазии, составленная французским учёным в 1904 году
Абхазия, 18 августа, 2010, 00:02 — ИА Регнум. Российский журнал по искусству "Золотая палитра" публикует статью старшего научного сотрудника Отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея Елены Букреевой ""Русские струны французской души" барона де Бая", рассказывающую о жизни и путешествиях французского учёного в Российской империи в конце XIX - начале XX века. В ней, в частности, говорится: "Редко можно встретить в Европе человека, всецело выросшего на дрожжах западной культуры, который, глубоко поняв Россию во дни её культурного блеска, продолжал бы её любить во дни её безмерного унижения. Он часто повторял окружавшим его, что Россия является для него второй родиной. Эти слова, сказанные о бароне де Бае русским учёным, как нельзя лучше отражают сущность личности французского учёного, впервые посетившего нашу страну ровно 130 лет назад и полюбившего Россию и её культуру так, что она коренным образом изменила его жизнь. Из блестящего учёного-археолога барон де Бай стал этнографом, историком, публицистом, коллекционером, а в конце жизни - искусствоведом. В течение тридцати лет все его научные исследования были связаны только с Россией: археологическими раскопками в Сибири, в Поволжье, на Кавказе и в Крыму; с историей подмосковных усадеб и российских городов; изучением русских икон и живописи... С 1900 по 1918 гг. адреса проживания барона неизменны: в Москве - Воздвиженка, 8, а в Петербурге - Фонтанка, 34; в летние месяцы - Михайловское и Братцево...
В документах личного архива барона де Бая сохранилось значительное количество телеграмм от императора
Амур-Огюст-Луи-Жозеф-Бертелло де Бай родился в Париже 31 января 1853 г., происходил из старинного французского рода, чьи предки участвовали ещё в Крестовых походах; получил блестящее образование в парижской Академии наук. В двадцать лет де Бай сделал первое научное открытие, обнаружив более ста гротов неолитической эпохи в долине Малого Мозена, неподалёку от того места, где жил сам. В январе 1890 г. барон де Бай впервые приехал в Москву в качестве делегата VIII археологического съезда, где выступил с приветственной речью, сделал блестящее сообщение "О восточном влиянии на звериный орнамент у германских народов", получил свой первый российский орден Св. Анны 3-й степени. С этого момента судьба барона де Бая будет неразрывно связана с Россией. Он полюбит её как второе отечество и будет называть себя "полуфранцузом - полурусским".
Тридцать лет жизни барон посвятит изучению археологии, этнографии и истории Российской империи, путешествуя по самым отдалённым уголкам Сибири, Урала, Кавказа, Крыма... Французский учёный особенно любил Кавказ (там он был более семи раз): красота гор его пленила, древние легенды - захватывали, старинные монастыри - восхищали. В каждом селении он изучал местные обычаи, их костюмы; присутствовал на праздниках и семейных торжествах; с живым интересом наблюдал за танцами горцев. Всюду, куда барона заносила судьба, он приобретал предметы старины для личной коллекции: иконы, народные музыкальные инструменты, кинжалы, ювелирные украшения, предметы этнографии, произведения живописи... (Журнал, в частности, публикует составленную учёным карту Абхазии)
Он на собственные средства приобретал всё, что имело отношение к эпохе наполеоновских войн: книги, гравюры с портретами маршалов и генералов Великой Армии, золотые монеты и бронзовые медали, фарфоровые бюсты, курительные трубки, табакерки с барельефом Наполеона, чернильницы, миниатюры на кости, живопись, рисунки. Вся коллекция барона де Бая по истории наполеоновских войн (более двух тысяч предметов) была принесена в дар будущему Музею 1812 года, за что французскому корреспонденту в 1912 г. был пожалован российский орден - Св. Станислава 1-й степени.
Барон де Бай, приехавший в Россию по заданию французского Министерства народного просвещения в июле 1914 года, оказался здесь в вынужденной эмиграции на шесть лет. Находясь в России в историческое время, он не остался безучастен к событиям в нашей стране: активно сотрудничал с журналом "Русский архив", опубликовав там ряд статей, полных резкой критики немецкого правительства, развязавшего войну; выступал с публичными лекциями в различных обществах Москвы и Петрограда; собрал документальную коллекцию по истории революционного движения в России (листовки, прокламации, газеты, брошюры, плакаты, копии военных приказов), хранящуюся ныне в библиотеке Музея войны. Не миновала барона и участь ареста. В дневнике хранителя Исторического музея А.В.Орешникова короткая запись свидетельствует: "24/6 июля 1918 г. Вчера было произведено много арестов среди французов и англичан; арестован Бай, но отпущен". Быстрому освобождению из тюрьмы Лубянки барон де Бай был обязан вмешательству жены Троцкого Наталии Седовой...
Несмотря на многочисленные ходатайства в посольство Франции о возвращении на родину, де Бай смог вернуться домой только через 6 лет. Весной 1924 года он в последний раз посетит страну, ставшую для него второй родиной. Умер де Бай 31 мая 1931 г. в Париже".