В связи с 50-летним юбилеем председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина в его родном селе Шали Пестречинского района Татарстана открыта мусульманская школа - медресе, которая получила имя муфтия. На торжества в село, организованные усилиями местной администрации, прибыл сам Равиль Гайнутдин, который принял участие в праздничном обеде, а затем подарил учащимся медресе свой личный халат и чалму. Здание новой школы рассчитано на обучение 100 человек (всего в селе проживает около 3000) и имеет небольшой музей, в котором теперь будут храниться личные вещи муфтия.

Как сообщает официальное агентство "Татар-информ", муфтий Татарстана Гусман Исхаков, также присутствовавший на торжествах, заявил, что жители села давно испытывали потребность в медресе, поскольку до настоящего времени были вынуждены использовать для этих целей клуб. Теперь же для обучения шакирдов есть все условия. Выпускники займутся просветительской деятельностью в родном районе, а лучшие из них получат возможность продолжить образование в мусульманских вузах Казани и Москвы.

В последнее время биография председателя Совета муфтиев России все чаще привлекает внимание как местных, так и федеральных СМИ. Равиль Гайнутдин (Равиль Исмагилович Гайнутдинов) родился 26 августа 1959 года в обычной советской семье. Отец работал в райпотребсоюзе, мать - в Казанском кожобъединении. В школе Равиль проявил себя примерным учеником, был пионером и комсомольцем. После окончания поступил в Казанское театральное училище, которое закончил с отличием по специальности "актер татарского драматического театра". Работал ассистентом режиссера литературно-драматических передач на казанском телевидении. Поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) на факультет режиссуры, где учился заочно.

Мусульманская составляющая началась в 1979 году, когда Равиль Гайнутдинов по рекомендации ДУМЕСа (Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе) поступил в медресе "Мир-Араб" в Бухаре, которое закончил в 1984 году. После этого он был сразу же избран настоятелем второй Казанской соборной мечети "Нур Ислам".

С тех пор Равиль Гайнутдин сделал стремительную карьеру, достигнув на сегодняшний день вершины мусульманской иерархии в России. По свидетельству наблюдателей, все первые шаги по карьерной лестнице Равиль Гайнутдин делал с помощью своего родственника со стороны жены - председателя ДУМЕС Талгата Таджуддина. Однако в дальнейшем отношения с Таджуддином испортились - в 1994 году Равиль Гайнутдин сумел организовать и провести учредительный съезд мусульман, на котором было основано Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР), а сам Равиль Гайнутдин на съезде был избран председателем новой структуры и муфтием. В тот же год ДУМЦЕР вышел из подчинения Талгата Таджуддина, заявив о каноническом разрыве с ЦДУМ России. В результате, прошедший в 1995 году в Уфе Съезд мусульман России и европейских стран СНГ отстранил Гайнутдина от исполнения обязанностей священнослужителя "за поддержку раскольничьих действий арабских организаций и за нарушение традиционных канонов российского ислама". Что, впрочем, никак не повлияло на его положение в Москве. Более того, влиятельность Равиля Гайнутдина за эти годы только возросла. Как полагают аналитики, основную роль в этом сыграла его сверхлояльность сначала кабинету Бориса Ельцина, а затем, соответственно, Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Как пример называется случай с "Социальной концепцией мусульман" в 2001 году, где было указано, что заявления Владимира Путина "соответствуют хадисам пророка". Абсолютно безоблачными были всегда и отношения Равиля Гайнутдина с Московской патриархией.

Однако последние заявления председателя Совета муфтиев могут свидетельствовать о наметившемся идеологическом конфликте как с новым кабинетом РПЦ, так и с определенной частью научных кругов, не приветствующих попытки пересмотра российской истории в соответствии с политической конъюнктурой. Так, на последний тезис о государственности, которым Россия, по мнению Равиля Гайнутдина, обязана Золотой Орде, последовали быстрые отклики.

Сначала заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) иеромонах Филипп (Рябых) в своем комментарии порталу "Интерфакс-Религия" заявил, что правление Золотой Орды может рассматриваться в первую очередь как "иго для русских земель", а уж затем как способ консолидации в борьбе за государственность. При этом сама конференция, на которой Равилем Гайнутдином было сделано данное заявление, не смогла, по словам Филиппа, отразить в достаточной степени "работы Русской православной церкви по установлению конструктивного взаимодействия с исламским миром".

Вслед за представителем РПЦ подверг критике утверждение Равиля Гайнутдина и Институт востоковедения РАН. В распространенном заявлении говорится, что "любые абсолютизации, уместные для исторической науки 19 - начала 20 веков, сейчас выглядят довольно примитивными".

Возвращаясь к визиту председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина в Татарстан, следует отметить, что посещение родного села совпало с участием муфтия в открытии международного мусульманского кинофестиваля, проходящего в настоящее время в Казани. Как подчеркнул Равиль Гайнутдин, "кино - общечеловеческое искусство", поэтому в программе оно не будет делиться на "мусульманское" и "немусульманское". Подобное заявление ставит организаторов в довольно сложное положение: официальное название мероприятия, проводящегося в Казани уже в пятый раз, - Международный фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар".