Прокуратура Забайкальского края провела обобщение практики прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия в 18 районах края, в ходе которого выявились многочисленные факты их разрушений и приведения в негодность, нарушения органами местного самоуправления законодательства в данной сфере деятельности. Об этом 2 декабря ИА REGNUM сообщили в пресс-службе краевой прокуратуры.

Там отметили, что, как правило, в бюджетах муниципальных образований средства на ремонтно-реставрационные работы памятников истории и культуры не закладываются и фактически выделяются на эти цели редко, да и в незначительных суммах. Например, прокурор Чернышевского района в связи с ненадлежащим производством ремонтных работ на объектах культурного наследия был вынужден объявить главам муниципальных образований 13 предостережений о недопустимости нарушений законов.

Органы местного самоуправления Карымского района, на территории которого находится 19 объектов культурного наследия местного значения, также не содействуют их сохранности. Здесь даже не приняты правовые акты, регулирующие деятельность по их сохранению, использованию и популяризации. Мало того, оказалось, что они вообще не взяты на учет в поселениях. По результатам проверки прокурором района внесены представления об устранении выявленных нарушений 11 главам поселений.

Установлено также, что органами местного самоуправления принимаются с нарушением федерального законодательства правовые акты, разрешающие использование земельных участков, находящихся в охранной зоне объектов культурного наследия, использование таких объектов и перепланировку помещений памятников истории и культуры.

Так, прокурором Нерчинского района выявлен факт предоставления земельных участков под строительство торговых павильонов на площади Борцов Революции в городе Нерчинске шести субъектам предпринимательской деятельности. Причем возведены они в охранной зоне историко-культурного наследия, в непосредственной близи с Гостиным двором (1840 г.) и Домом купца Верхотурова (1812-1825 г.г.), которые отнесены к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Земельные участки под торговые точки были предоставлены без согласования с Комитетом культуры Читинской области и Восточно-Сибирским управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. По данному факту прокурором Нерчинского района внесено представление об устранении нарушений главе администрации муниципального района "Нерчинский район". Им также опротестовано его решение о предоставлении в аренду индивидуальным предпринимателям земельного участка, находящегося в охранной зоне памятников историко-культурного наследия без установления предусмотренных законодательством ограничений.

На территории города Сретенска по состоянию на 4 марта 1993 года было зарегистрировано 150 памятников истории и культуры регионального значения. Из осмотренных 42 из них оказалось, что 32 объекта уже не существуют, а оставшиеся десять достояний разрушены и их восстановление, по решению комиссии, образованной администрацией города Сретенска, нецелесообразно. В таком же состоянии находятся практически почти все памятники истории и культуры этого райцентра.

Многие памятники истории и культуры на территории края эксплуатируются с нарушением требований пожарной безопасности, технических норм и правил, без оформления охранных обязательств, отметили в прокуратуре. Так, Петровск-Забайкальским межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона главе муниципального образования "Город Петровск-Забайкальский" в связи с отсутствием информационных надписей на пяти объектах культурного наследия.

Особую озабоченность вызвало состояние "Дома Юдина" постройки конца XIX века в городе Сретенске, в котором до недавнего времени располагалась детская библиотека. Установлено, что теперь это здание находится в аварийном состоянии, при его эксплуатации нарушаются требования пожарной безопасности. Как выяснилось, исторический памятник "Дом Юдина" был продан администрацией Сретенского района в результате проведения торгов в июле 2007 года одному из индивидуальных предпринимателей. До настоящего времени переход права собственности на него не был зарегистрирован. Никакие ремонтно-восстановительные работы новым собственником, как и прежним в лице администрации района, не проводились и не проводятся. Дом на глазах у жителей районного центра продолжает разрушаться.

Прокуратура не без сожаления отмечает, что Коллегия по гражданским делам Читинского областного суда оставила без изменений решение Сретенского районного суда, отказавшего в удовлетворении иска прокурора района о признании действий (бездействия) администрации этого муниципального района незаконными и о понуждении ее к производству ремонтно-восстановительных работ исторического памятника "Дом Юдина", установлению на нем информационных надписей и обозначений, а также установлению зоны охраны объекта. Теперь его судьба остается непредсказуемой.

Результаты проведенных проверок стали поводом для внесения 33 представлений об устранении нарушений закона в адрес глав муниципальных образований, принесения одного протеста на незаконный правовой акт, объявления 13 предостережений о недопустимости нарушений закона. По представлению прокурора одно должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 2 тыс. рублей.