Белорусские активисты международного движения "Еда вместо бомб" (Food not bombs) не смогли накормить всех бездомных в ходе очередного мероприятия, запланированного на воскресенье 9 февраля в Минске. В условленном месте около станции метро "Восток" волонтёров и бездомных стариков поджидали милиционеры, стоящие на страже кодекса об административных правонарушениях и имиджа "сильной и процветающей Белоруссии" даже в ненастную погоду выходного дня. Несмотря на это, семь бездомных были накормлены без потерь в волонтёрских рядах, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

За углом минского ТЦ "Счастье" волонтёров и бездомных ждёт милиция

Почти восемь лет, в субботу и воскресенье активисты международного движения "Еда вместо бомб" раздают еду нуждающимся минчанам. В воскресенье 9 февраля они снова прибыли к фонтану около станции метро "Восток", чтобы раздать бездомным еду собственного приготовления. В условленном месте волонтёров ждали три милиционера и один человек в штатском, в котором участники акции узнали старого знакомого - замначальника управления внутренних дел Первомайского района Минска. Поблизости также оказалось несколько патрулей милиционеров, настойчиво выяснявших у групп молодёжи о цели их присутствия на месте проведения несанкционированной властями акции. Бездомные опасливо выглядывали из-за углов расположенного рядом магазина "Счастье", подворотен и других укромных мест.

Рядом с местом проведения акции оказалась группа из шести молодых людей, поспешивших удалиться после беседы с милицейским патрулём. Перейдя на другую сторону проспекта Независимости, она расширилась за счёт новых участников до 13 человек. Как оказалось, в районе проведения мероприятия по раздаче еды бездомным собралось несколько групп волонтёров: пока одни отвлекали внимание милиции, другие раздавали еду в подворотнях. О целях и методах работы белорусских активистов международного движения "Еда вместо бомб" корреспонденту ИА REGNUM рассказал один из активистов минской группы, представившийся как Александр.

"Мы раздаём еду нуждающимся абсолютно бесплатно. На продукты скидываемся - кто сколько может, сами готовим, сами раздаём - по субботам и воскресеньям, в трёх точках: в воскресенье около фонтана на станции метро "Восток" - в 14:00, а по субботам - в Михайловском сквере около вокзала в 13:20 и сквере Симона Боливара в 15:00. Эти места уже хорошо известны. Подходят не только бездомные, но и сочувствующие нашей деятельности. На фоне активизации деятельности милиции по недопущению раздачи еды нуждающимся - как сегодня, например, можно констатировать волну солидарности - это действительно какая-то волна всеобщей поддержки, очень приятно это осознавать", - сказал Александр.

По его словам, еда готовится на дому, как правило, двумя волонтёрами - остальные раздают готовую пищу. "Она готовится вегетарианской, т.к. среди наших активистов много вегетарианцев и мы сами едим то, что приготовили, - пояснил Александр. - Цель нашей деятельности - сугубо благотворительная, мы не ищем славы или денег. Мы видим, что огромная государственная машина не может себе позволить заботу о самых обездоленных. В США движение Food not bombs выражало протест против политики крупных корпораций и милитаризации, у нас же в Белоруссии другой контекст: мы видим, что доходы государственного бюджета распределяются несправедливо - тратятся огромные деньги на МВД, КГБ, помпезные мероприятия, но не находится средств на еду для нуждающихся, нищих стариков и бездомных. Государство сокращает социальные расходы, ликвидировало льготы - пенсионерам, студентам. Если государство не может себе позволить накормить голодных, то кто-то ведь должен заняться этой проблемой? Мы кормим нищих и бездомных".

Группа волонтёров обошла условленное место раздачи пищи нуждающимся, выйдя к нему с противоположной стороны, и остановилась около жилой девятиэтажки, под крышей которой красовалась надпись "Квитней родная Беларусь". Позади осталось здание Национальной библиотеки и фанерная фигура талисмана Чемпионата мира по хоккею - зубра с клюшкой, сурово всматривающегося в туман и моросящий дождь. Волонтёры остановились, обсуждая, что им делать дальше: милиционеры не покидали места раздачи пищи, в любой момент мог подойти милицейский патруль.

"Бездомные в Белоруссии есть, - продолжал Александр. - В 2010-2012 годах их отлавливал ОМОН и вывозил в автозаках за пределы Минска на 60-й километр. Затем наступила пауза: раздавать еду никто не мешал. Сейчас же милицию активизировали - видимо, к чемпионату надо показать гостям города, что бездомных и нищих в Минске нет. Но ведь это не так. Сейчас бездомных отлавливают и отправляют в ЛТП - только в Белоруссии и Казахстане остались такие учреждения. Вывезут бездомных за город, спрячут в ЛТП, но проблема-то останется".

По словам Александра, однажды к волонтёрам подошли представители Красного Креста (так они представились на словах, документов не предъявляли): "Предложили оформить грант и оплатить одежду. Но мы не работаем по системе грантов и в одежде не нуждаемся - мы раздаём пищу голодным. Так у нас не сложилась работа с Красным Крестом, больше они не появлялись".

Тем временем группа волонтёров встретила своих товарищей: в общей сложности около 30 человек обсуждали, что им делать дальше. Среди них, визуально, не было людей старше 35 лет. "Студенты, рабочие, программисты - представители разных профессий, - пояснил Александр. - Видимо, тех, кто постарше "быт заедает", работа, семья. Молодёжь - она более активна, менее связана обязательствами. А вообще наша группа представляет собой "открытый формат" - у нас нет лидера, у нас нет членства, у нас никто не интересуется партийным билетом и т.п. Каждый может прийти и принять посильное участие в нашем общем деле. Сам я участвую с 2009 года, но не постоянно - был двухлетний перерыв".

Как пояснил другой активист минской группы, представившийся как Валерий, аналогичные группы на непостоянной основе действовали и действуют в других городах Белоруссии - Гродно, Гомеле, Бресте и Барановичах, однако самой крупной и устойчивой является минская группа. Он также отметил, что среди волонтёров преобладает молодёжь, в их деятельности участвуют люди разных профессий - была даже профессиональная певица, экс-участница "Фабрики Звезд". Суп и каша для нуждающихся готовятся на обычной газовой плите, доставляются на машинах (если есть возможность) или на общественном транспорте.

В рядах волонтёров возникло оживление: к месту их встречи приближались милиционеры. Группа ушла вглубь жилого квартала. По словам Валерия, встреча с милицией не сулит волонтёрам ничего хорошего: "На три часа могут задержать без объяснения причин. Как правило, задержания осуществляются под предлогом проверки документов, установления личности. На суде всплывают обвинения в неповиновении требованиям работников милиции, используется стандартное "политическое обвинение" в нецензурной брани. На суде милиционеры нагло врут, несут какую-то чушь, но судьям этого достаточно. Что можно противопоставить этому административному кулаку?".

По словам Валерия, нельзя заранее быть уверенным в том, что раздача еды нуждающимся пройдёт спокойно, без вмешательства милиции. Нельзя также заранее предугадать, сколько нуждающихся придёт в условленное место. "За едой на "Востоке" приходит около 20 человек, на Михайловском - побольше, до 40-50 человек, на Боливара - около 15-30, как когда", - сказал он. По словам волонтёра, за бесплатной едой приходят разные люди, которые в остальные дни добывают себе хлеб насущный самыми разными способами: "Если инвалид или пенсионер, то на пенсию покупают. Если нет пенсии, то можно либо работать, либо подрабатывать, либо в мусорках искать всякие штуки. Еще в церквях иногда еду раздают", - сказал волонтёр, отметив, что не всем нуждающимся удобно ездить в места раздачи пищи.

Власти постсоветской республики, декларируя строительство "социально ориентированной рыночной экономики" и "социального государства" под лозунгом "за сильную и процветающую Белоруссию", отрицают наличие в стране глубокого социального расслоения и нищеты. Гражданам, которые приходят за бесплатной едой, как и тем, кто её раздаёт, вероятно, должны помогать местные власти. Однако представители райисполкома, Мингорисполкома, министерства труда и соцзащиты, а также другие чиновники или депутаты с предложениями помочь организовать иначе раздачу еды на мероприятия волонтёров не приходили. "Нет, не приходили. Не предлагали", - констатировал Валерий.

"Раздачи еды продлятся до бесконечности - пока не отпадёт необходимость в том, чтобы кормить бездомных", - уверен волонтёр. Валерий отметил также: "Еда-это право, а не привилегия. Дефицит - это ложь. Бедность - это форма насилия. Нам нужно общество, а не контроль".