Годовой баланс между Россией и Белоруссией не был подписан потому, что до недавнего времени оставались неурегулированными вопросы экспорта с белорусской территории "растворителей" и "разбавителей". Об этом в опубликованном 29 апреля интервью белорусскому информагентству БелаПАН заявил посол России в Белоруссии Александр Суриков.

"Почему баланс в этом году подписывается только на квартал? Мы помним тему экспорта неких растворителей и разбавителей, о чем много говорилось в прошлом году. Она возникла по инициативе бизнеса и появилась из-за пробелов в законодательстве Таможенного союза, - сказал посол России. - Мы не могли согласовать объемы поставок российской нефти в Белоруссии на год, так как пробелы в законодательстве требовали ликвидации, и на это ушло приличное время. Только в апреле 2013 года были ликвидированы пробелы, исключены всякие неприятные темы. На первый квартал мы согласовали объем поставок нефти при условии неиспользования этих схем, которые еще могли возобновиться. В течение второго квартала будет обсуждаться подписание баланса на вторую половину года".

В настоящее время, отметил Суриков, "растворительный бизнес вернулся в разумные рамки и приобрел объемы, которые Белоруссия ранее экспортировала на мировой рынок", проблема компенсации потерь Москве от реализации данной схемы находится "в компетенции руководства двух стран". Дипломат сказал также: "Нам важно было закрыть лазейку в законодательстве, которая позволяла осуществлять известные растворительно-разбавительные схемы. И это сделано - с согласия казахстанской, белорусской и российской стороны".

Напомним, Коллегия Евразийской экономической комиссии решением №99 от 24 апреля "О классификации сложного органического растворителя по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" постановила считать сложный органический растворитель в качестве нефтепродукта. Согласно договорённостям в рамках Таможенного союза и ЕЭП, Белоруссия не может экспортировать в Евросоюз выработанные из российской нефти нефтепродукты (добываемую у себя "речицкую" нефть республика продаёт в сыром виде в ЕС) без уплаты экспортных пошлин в российский бюджет. Тем не менее, под видом "растворителей", "разбавителей" и "смазок" такой экспорт осуществлялся около года, и по требованию российской стороны с осени 2012 года был прекращен.

По мнению Сурикова, отсутствие годового баланса по поставкам российской нефти в Белоруссию и предложения официального Минска по интеграционным проектам в сфере экономики - "разные темы". Данные инициативы обсуждал в ходе визита в Минск вице-премьер России Аркадий Дворкович, их реализация началась.

Дипломат считает, что желание официального Минска получить российский кредит в объёме $2 млрд "на модернизацию" может быть предоставлен, однако для реализации модернизационных проектов должны быть созданы и другие базовые условия, помимо доступа к кредитным ресурсам. При этом "приватизация для модернизации белорусской экономики желательна".

Суриков отметил, что создание совместных белорусско-российских предприятий на базе ОАО "МАЗ" и ОАО "КамАЗ", Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), "Гродно Азот", "Интеграла" интересно для российской стороны. "Представители российского правительства с этими проектами ознакомились, согласились и движение идет. Правда, не всегда сходимся в точках зрения, как эти проекты реализовать, - сказал дипломат. - Когда мы рассматриваем сегодня возможность выделения кредитных ресурсов Белоруссии, мы смотрим, прежде всего, на эти проекты".

Он пояснил ситуацию с созданием холдинга "Росбелавто" на базе двух автозаводов - Камского и Минского. Напомним, инициатива российской госкорпорации "Ростехнологии" (ныне - "Ростех") по объединению данных предприятий рассматривается в Минске почти три года и регулярно критикуется Александром Лукашенко при том, что Совмин Белоруссии периодически заявляет о прогрессе в создании автохолдинга. Недавно, 19 апреля Лукашенко заявил, что продажа белорусских госпредприятий МАЗ, МЗКТ и других является неприемлемой на тех условиях, на которых предлагают, в том числе, и российские инвесторы. Он усомнился в целесообразности объединения Камского и Минского автозаводов на выработанных к настоящему времени условиях, отметив: "И потом: не надо нас очень сильно наклонять - особенно наши партнёры и наши родные братья этого делать не должны".

После этого, 24 апреля в Государственной Думе министр промышленности и торговли России Денис Мантуров прокомментировал проблематику создания автомобильного холдинга "Росбелавто" путём объединения ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ". По словам Мантурова, переговоры с белорусской стороной ведутся, однако она предложила неприемлемую схему: создание управляющей компании без обмена активами. Такой вариант ставит крест на перспективах инвестиций в минский автозавод и его модернизацию, отметил глава Минпромторга РФ.

"На сегодняшний день речь идет о внесении равных долей в единый холдинг "Росбелавто". О продаже акций предприятий и решении вопросов, связанных с собственностью, на этом этапе речь не идет. Предполагается, что единая компания будет отвечать за продажи автомобилей разных брендов - МАЗ и КамАЗ - через единую сбытовую сеть, разумно подойдет к производству комплектующих, серьезно сократит издержки, - сказал Суриков. - Также речь идет о привлечении новейших западных технологий. Все-таки МАЗ и КамАЗ сегодня не дотягивают пока еще до Mercedes и некоторых других моделей. В числе собственников КамАЗа присутствует Daimler, которому принадлежит 10% акций. Соответственно, речь идет о том, чтобы создать более конкурентное производство, сократить расходы на производство. Все это должно позволить объединенной компании наращивать объемы и вытеснять с рынка конкурентов".

Посол России прокомментировал также причины, по которым РФ решила построить вторую ветку газопровода "Ямал-Европа" ("Ямал-Европа-2") через территорию Белоруссии при наличии "Северного потока" и возможности прокачки газа через территорию Украины. Суриков пояснил: "Дело не в "Северном потоке" и не в "Южном"... Мы сегодня озадачены темой строительства нового интеграционного объединения, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Единое экономическое пространство предполагает свободное передвижение капитала, рабочей силы, товаров и услуг по единым правилам. Газотранспортная система в этом контексте - это артерия, которая позволяет оказывать услуги по перекачке газа. Поэтому вопрос о строительства новой ветки трубопровода актуализировался по интеграционным причинам. В рамках единого пространства нас теперь ничто не может отторгать от Белоруссии".

"Вторая причина - неустойчивое функционирование и безусловное старение украинской газотранспортной системы, - добавил дипломат. - Ни в трехстороннем формате (Европа-Украина-Россия), ни в двустороннем формате (Россия-Украина) не получается решить вопрос по приведению в порядок, обновлению украинской ГТС. В связи с этим появились серьезные опасения, что функционирование украинской ГТС, пропускная способность которой составляет 170 млрд. кубометров газа в год, может оказаться под угрозой. Для России важна устойчивость транзита газа и уверенность в нем. Политическую и экономическую уверенность в этом транзите нам придает трехсторонний интеграционный проект. А устойчивость может придать либо модернизация украинской ГТС, но реализовать этот проект не удается, либо новая газотранспортная система, которую мы можем проложить сами".

По словам Сурикова, вопрос строительства "Ямал-Европа-2" в деталях с белорусской стороной не обсуждался. "Мы к настоящему времени имеем меморандум о взаимопонимании с Польшей, которая, подписав этот документ, подтвердила, что ей гарантированный объем газа нужен. Когда подготовят технико-экономическое обоснование по этому проекту, будет предметный разговор с Белоруссией, который ориентировочно может состояться в конце года. Тогда и будут обсуждаться все нюансы - начиная от технических вопросов, касающихся строительства трубопровода, и заканчивая финансовыми - о размере платы за транзит", - сказал дипломат.

Он отметил также: "Технические варианты реализации проекта могут быть разными. Можно проложить газопровод рядом с существующей веткой Ямал-Европа - там инфраструктура для этого готова. Кроме этого, существует и альтернатива строительству второй ветки газопровода. Можно ставить вопрос о задействовании недоиспользованных мощностей ОАО "Газпром трансгаз Беларусь". По газотранспортной системе "Газпром трансгаз Беларусь" ежегодно перекачивается порядка 14 млрд. кубометров газа из возможных 30 млрд. кубометров.

Как сообщало ИА REGNUM, 4 апреля Александр Лукашенко указом №154 разрешил переименование ОАО "Белтрансгаз" в ОАО "Газпром трансгаз Беларусь". ОАО "Газпром" принадлежит 100% акций ОАО "Белтрансгаз". Через дочернее предприятие в Белоруссии российский холдинг осуществляет транзит по магистральным трубопроводам российского природного газа в Калининградскую область, Литву, Украину и Польшу.

Напомним также, 5 апреля в Санкт-Петербурге подписан меморандум между компаниями "Газпром" и EuRoPol Gaz (48% акций фирмы принадлежит польской нефтегазовой компании PGNiG) о намерениях строительства газопровода "Ямал-Европа-2" в обход территории Украины. Однако в этот же день представители правительства Польши заявили, что польская сторона не соглашалась на строительство газопровода, а в России преувеличили значение этого документа. Позже выяснилось, что премьер Польши Дональд Туск узнал о подписании меморандума от журналистов. 7 апреля в телефонном разговоре президент Польши Бронислав Коморовски заверил президента Украины Виктора Януковича, что польские власти не будут участвовать в газовых проектах Российской Федерации, создающих угрозу интересам Украины.