Баку торпедирует визит докладчика подкомиссии ПАСЕ по вопросам культурного наследия
Азербайджан, 29 августа, 2007, 17:41 — ИА Регнум. Руководство Азербайджана сорвало проведение исследований для выяснения степени сохраненности памятников истории и культуры на территории своей республики, не утвердив сроки и программу визита докладчика подкомиссии
Подобная позиция руководства Азербайджана вполне естественна, поскольку азербайджанской стороне есть чего опасаться. Невзирая на многочисленные обвинения в адрес Армении по так называемым "фактам" уничтожения памятников азербайджанской культуры, Баку не первый год реализует последовательную политику по уничтожению следов исторического проживания армян на территориях современного Азербайджана, отмечает историк, координатор ереванского офиса Организации по изучению армянской архитектуры (RAA) Самвел Карапетян. Так, азербайджанские солдаты по приказу правительства страны уничтожили последние осколки камней-крестов на кладбище в старой Джуге, где ныне устроено стрельбище. Уничтожение исторических памятников началось в 1998 году, когда в Джуге насчитывалось около 3000 хачкаров и несколько часовен. После этого случаи вандализма продолжились и в 2003 году, а в 2005 году варварство азербайджанцев доcтигло апогея. Год назад в селе Чирагидзор Дашкесанского района была также варварски разрушена церковь Святой Богоматери, проинформировал он, добаив, что несколько месяцев назад стало известно также и о том, что селах Мирзик и Восканапат Ханларского района были полностью разрушены армянские церкви, датированные XVII в, отмечает историк.
На фоне массового уничтожения памятников культуры, являющихся достоянием не только армянского народа, но и всего мирового сообщества, позиция европейских структур не может не вызвать изумления. Дело в том, что визит Эдварда О'Хара откладывается не в первый раз. Он был запланирован еще на конец мая 2006 года, однако сроки были перенесены поначалу на осень 2006 года, а после на весну и лето 2007 года. Кроме того, если поначалу речь шла о проведении исследований на территории Азербайджана, в частности, в Нахичевани, то затем, благодаря азербайджанской дипломатии, стал рассматриваться вопрос проведения аналогичного мониторинга на территории Армении и Нагорного Карабаха. О неприемлемости сравнения ситуаций в Нагорном Карабахе и Джуге говорилось неоднократно. Армянская сторона справедливо отмечала, что если и на территории Нагорного Карабаха есть уничтоженные памятники, то это является следствием военных действий, в то время как уничтожение исторического наследия в Нахичевани проводилось в условиях режима прекращения огня и являлось следствием целенаправленной политики властей Азербайджана. Для сравнения ситуаций, стоит также заметить, что, к примеру, в Шуши (Нагорный Карабах - ред.) восстанавливается мечеть, которая была частично разрушена вследствие военных действий в Нагорном Карабахе.
Невзирая на неприемлемость сравнения ситуаций, Армения и Нагорный Карабах дали согласие на проведение мониторинга, подчеркивая свою заинтересованность в проведении данного исследования. Пресс-секретарь МИД
С учетом перманентного перенесения сроков визита мониторинговой миссии ПАСЕ в регион, заявления европейских структур о необходимости и важности сохранения памятников культуры превратились в пустой звук. Похоже европейцы больше заинтересованы в продолжении реализации, скажем, энергетических проектов, на фоне которых, судя по всему, сохранение культурного наследия кажется им делом второстепенным. До каких пор "набитый желудок" будет приоритетом европейцев неясно, остается лишь надеяться, что до этого времени азербайджанская политика истребления мирового культурного наследия не достигнет той стадии, когда предпринять что-либо будет уже невозможно.
Справка: Город Джуга исторического уезда Ернджак в ХV- XVII вв. был крупным торговым центром Армении. Джуга был особенно знаменит своими хачкарами. Джугинцы, увековечивая память своих близких, ставили хачкары один краше другого. Хачкары, большей части, изваяны из розового, красноватого или желтоватого камня. Центральная часть хачкара была орнаментирована, глубоко врезанным крестом, а верхняя часть - украшена всевозможными резными поясками и арками, а в нижней части хачкара, на цоколе, обычно были изображены вооруженные всадники или символические украшения. Множество хачкаров, неповторимых по своему тончайшему рисунку и мастерству резьбы по камню, сохранившиеся до наших дней, продолжают поражать разнообразием и мастерством исполнения. Мастера - каменотесы из Джуги, продолжая традиции армянского искусства обработки камня и миниатюры, внесли свои находки и создали собственный стиль, который послужил основой для создания новой школы, нового этапа в искусстве хачкаров. На кладбище Джуги вместе с хачкарами стояли и множество надгробий в форме овец, украшенных рельефами на бытовые сюжеты. Как на хачкарах, так и на надгробиях - многочисленные надписи, изображения различных геометрических фигур, предметов, орудий, растительный орнамент и фигурки животных.