Стартовавший 29 октября визит президента Армении Сержа Саргсяна в Иорданию привлек внимание своим «дежурным» характером. В ходе визита армянский лидер провел встречу с королем Иордании Абдаллой Вторым, между официальными делегациями двух стран состоялась церемония подписания документов, реализация которых направлена на развитие и укрепление сотрудничества в ряде сфер.

В частности, были подписаны соглашения по мирному использованию ядерной энергии, признанию дипломатических паспортов двух стран, по сотрудничеству в области медицины, стимулированию и защите инвестиций, экономическому сотрудничеству между правительствами двух стран, по развитию туризма, взаимодействия в области сельского хозяйства и других. Кроме того мэр Еревана Тарон Маркарян, находящийся в составе армянской делегации, подписал с мэром Аммана Акелем Билтаджи соглашение о провозглашении Еревана и Аммана городами-побратимами.

Между тем, визит армянского лидера в Иорданию состоялся на фоне далеко нестандартной ситуации на Ближнем Востоке и в частности продолжающейся эскалации напряженности в регионе, при том, что сама Иордания непосредственно соприкасается со всеми основными полюсами регионального кризиса. На королевство оказывает негативное влияние гражданская война в соседней Сирии, конфликт с исламистами в Ираке и, наконец, обострение ситуации в Палестине.

В октябре в Аммане побывал с визитом новый премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади, запросивший помощи у Иордании для борьбы с боевиками в западной иракской провинции Анбар. Кроме того королевство вынуждено занимать активную позицию по палестинской проблеме, предупредив, по некоторым данным, Израиль, что запланированное еврейским государством расширение поселенческой активности на палестинских территориях может поставить под угрозу израильско-иорданский мирный договор.

Наконец, в самой Иордании власти активизируют действия против радикальных исламистов. В частности, в октябре силы безопасности Иордании арестовали видного духовного наставника группировки «Аль-Каида» Абу Мухаммеда аль-Макдиси.

В этих условиях визит армянского лидера несколько диссонирует с обстановкой в регионе Ближнего Востока, с которым Армения непосредственно граничит и ситуация в котором оказывает прямое влияние на среду безопасности армянского государства. Подобная дипломатическая активность Еревана отражает сложности, которые армянская элита испытывает при выработке действенной реакции на растущие кризисные и дезинтеграционные проявления в ближневосточном регионе.

Отсутствие действенного прогнозирования и готового алгоритма действий официального Еревана проявились в последние годы, в частности, в вопросе судьбы армянских общин Сирии и Ирака, а также относительно активизации в последние месяцы курдского вопроса, непосредственно затрагивающего граничащие с Арменией регионы Турции и Ирана. В значительной степени низкой была и дипломатическая активность Еревана в палестинском вопросе, который именно сейчас активно выводится палестинскими движениями на площадки международных организаций, в условиях зашедшего в тупик мирного процесса с Израилем.

Еще одним аспектом ближневосточной ситуации, который может повлиять на Армению и ее интересы, является фактическое возобновление прямого военного участия США в процессах на Ближнем Востоке после активизации в регионе радикальных исламистов из группировки «Исламское государство». Для борьбы с последней Вашингтон наносит авиационные удары по территории Ирака и Сирии, а на дипломатическом уровне инициирует формирование широкой международной коалиции, направленной против джихадистов.

В этом плане нельзя исключать, что эта активность американской дипломатии на каком-то этапе затронет и страны региона Южного Кавказа, особенно на фоне кризиса в отношениях между Западом и Россией из-за конфликта на Украине. Однако, похоже, что как и в ходе предыдущего витка обострения обстановки в регионе Ближнего Востока в первой половине 2000-х гг., дипломатическая активность Армении по данной тематике продолжает носить ситуативный и несистемный характер. И думается, что «дежурный» визит президента Армении в Иорданию еще раз это подтверждает.

Давид Арутюнов, специально для ИА REGNUM