Победивший майдан поставил граждан Украины перед выбором. Либо ты патриот Украины, и ты должен поддерживать то, что сейчас делают новые власти. Либо ты не поддерживаешь новые власти и их действия, и тогда ты не патриот Украины.

Ты должен подписаться под тем, что Россия — это враг Украины, советское время — ее черная страница, а НАТО — ее единственное будущее. Если ты не согласен — ты предатель.

Это ложный выбор.

Независимая Украина вновь начала свое существование 23 года назад после распада Советского Союза. В своих нынешних границах Украина (без Крыма) была создана в период правления Иосифа Сталина менее ста лет назад.

Граждане новой независимой Украины понимали, что в ней живут люди разных национальностей, с разной историей и разным отношением к этой истории.

Неформальный общественный договор 1991 года гласил, что Украина является государством, где живут украинцы, русские и представители других национальностей, причем ни у одной из народностей, ни у одной из культур, ни у одной из политических программ нет никакого «права первородства». Кроме отдельных действий радикальных украинских националистов, все эти годы люди всех национальностей жили на Украине в мире и согласии.

Но с определенного момента стало очевидно, что правительство Украины считает нужным объединить Украину вокруг украинской нации.Это выражалось как в риторике, так и в конкретных действиях, в том числе в сокращении количества русскоязычных школ и в сокращении возможности использования русского языка в профессиональной деятельности. При этом проведенный американской компанией Gallup в 2006 году социологический опрос выявил, что русский язык является родным для 83% граждан Украины. В последние годы антирусская риторика заняла центральное место в речах оппозиции (ныне — власти), что объяснялось их желанием сплотить нацию вокруг себя против общего врага. Несмотря на экономическую помощь со стороны Москвы, эта риторика раскручивалась в течение многих лет.

Жители всей Украины прекрасно знают, что советское прошлое не было сплошь черным, что Москва помогала Украине деньгами, что они сами и их друзья работали в России, что в России никто не ненавидит украинцев, что две страны были и должны быть близкими и родственными.

Сегодня люди агрессивно поставлены в ситуацию выбора: или за майдан, или против Украины. В особенно тяжелой ситуации оказались русскоязычные граждане Украины и прежде всего — молодежь. Никому не хочется выглядеть предателем своей страны; вместе с тем многие люди не сочувствуют майдану. Огромное число граждан Украины считают себя патриотами, но не могут поддерживать государственный переворот при помощи Запада, замену одних жуликов на других, агрессивную истерику на площадях, националистов, которые ходят строем. Никто в здравом уме не согласится с тем, что на Западе все сплошь прекрасно, а в России все сплошь ужасно. Никто в здравом уме не согласится с тем, что добрый Запад помогает Украине просто так. Большинство людей, поставленных перед выбором: ты за майдан или ты предатель, воздерживаются от того, чтобы занять какую-то позицию, и просто хотят, чтобы все это закончилось.

Некоторое количество людей, особенно среди молодежи, поверили в то, что быть патриотом Украины — значит поддерживать майдан. Хотя в любой другой ситуации они бы никогда не подписались под тем, что было сказано и сделано на этом майдане.

Претензии к России сводятся к двум пунктам: Крым и Донбасс. Но все жители Украины прекрасно знают: жители Крыма реально считали себя русскими, реально пришли на референдум в полном составе и в полном составе проголосовали за вхождение в Россию. Возможно, по форме референдум был сомнительным. Но по сути он сделал то, чего хотели люди. До того как на майдане начали скакать, люди в Крыму хотели этого гораздо меньше.

Ситуация с Донбассом сложнее. С одной стороны, ни одной регулярной части русской армии там нет. В этом смысле любые слова о том, что Россия воюет с Украиной, — это просто ложь. С другой стороны, рядом с местными ополченцами воюют добровольцы из России, как и из других стран, в том числе бывшие и нынешние солдаты и офицеры. Людям старше 30 лет не нужно объяснять, почему они там воюют. Людям младше 30 лет это уже не всегда понятно.

Таким образом, из двух претензий к России остается лишь одна, да и то — сомнительная. По сути, предъявить Москве можно только то, что она не мешает желающим воевать в Донбассе. Причем воевать не против Украины. А против майдана.

Главная проблема для патриотов Украины, не поддерживающих майдан, — отсутствие на Украине нерадикальной, спокойной, патриотичной, но немайданной политической силы. Единственная партия, которая могла претендовать на такой статус — компартия, — была новой властью просто закрыта.

Новые власти не дали людям возможности высказать свои убеждения, проголосовав за такую — мирную, патриотичную и немайданную — партию. Они утверждают, что нельзя быть патриотом Украины и не поддерживать майдан. Что нельзя быть патриотом Украины и не упражняться в русофобии. Что все патриоты Украины хотят НАТО, холодную зиму и бесконечную истерику в телевизоре.

Все это ложь. Несомненно, одни и те же люди могут быть патриотами Украины и при этом НЕ поддерживать майдан. Все зависит от того, какое именно значение люди вкладывают в слово «Украина» и какой они эту Украину хотят видеть. Это может быть майданная Украина, которая объединяется вокруг антирусской риторики, скачет на площадях, свергает власть, оскорбляет Россию, клянчит деньги в Вашингтоне, выдумывает историю и культуру страны, которой никогда не было.

Но это также может быть прежняя — единая — немайданная Украина, где не уничтожают политических оппонентов, не упражняются в русофобии, не взвинчивают граждан, не выдумывают врагов и не выдумывают историю. Это может быть единая Украина, где есть парады Победы и нет парадов СС, где есть уважение друг к другу и культурный обмен, где есть украиноязычный Львов и русскоязычный Донецк, в равной степени важные и родные для страны.

Прежняя Украина не была совершенной ни в каком смысле, включая и национальный вопрос. Но у прежней Украины был потенциал — сохранить единство, наследовать русскую культуру, развивать украинскую и приобщаться к европейской, и делать все это в атмосфере мира.

У сегодняшней Украины такого потенциала нет.

Действия политических лидеров Украины сводятся к тому, что они выдают свою радикальную точку зрения за единственно возможную, ссорят одних людей с другими и ищут врагов, чтобы люди сплачивались вокруг власти. Эти действия ведут к тому, что Украина станет еще одним маленьким, бедным и злым государством рядом с Россией, откуда все, кто только может, будут разбегаться. И первыми это сделают сегодняшние ура-патриоты. «Западным партнерам» России все это нужно для того, чтобы оказывать на нее давление. Новым украинским властям все это нужно для того, чтобы сохранить свою власть.

Но все это не нужно никому из граждан Украины.

В сегодняшних условиях все, что остается патриотам Украины, не одобряющим майдан, — помнить, что их большинство, воздерживаться от споров и истерик, голосовать за самые разумные, спокойные, немайданные политические программы.

И надеяться.