Сообщение об аресте в Москве известного российского предпринимателя и мецената, одного из богатейших представителей армянской диаспоры, уроженца Нагорного Карабаха, 65-летнего Левона Айрапетяна породил в Ереване и в Степанакерте колоссальный резонанс.

Напомним, что Айрапетян был арестован в рамках следствия по делу о продаже компании "Башнефть" Уралом Рахимовым АФК "Система". Айрапетяна следствие подозревает в растрате и отмывании денег при реализации этой сделки. О его роли в этой истории, относящейся к 2008 году, следствию рассказал отбывающий пожизненное заключение за особо тяжкие преступления экс-сенатор от Башкирии Игорь Изместьев. Несколько странно, конечно, что сделал это Изместьев только теперь. Защита настаивала, что подследственный болен рядом заболеваний (включая сахарный диабет), а инкриминируемое ему преступление носит экономический характер, что позволяет ограничиться мерой пресечения, не связанной с заключением под стражу. Басманный суд, однако, согласился с доводами обвинения, которое настаивало, что Айрапетян, имея недвижимость за рубежом (в частности, в Монако, откуда он и прибыл в Москву, где в аэропорту "Домодедово" сразу же был задержан сотрудниками ФСБ) и, будучи одним из руководителей издательского дома "Собеседник", может через СМИ "оказывать давление на ход следствия и дискредитировать действия следственно-оперативной группы".

Отклики на арест Айрапетяна, в своем подавляющем большинстве, носят крайне эмоциональный характер. Произошедшее называют "сведением политических счетов", "провокацией" (хотя неясно, кого и на что это может спровоцировать), "вызовом всему армянству". Так, во всяком случае, считают более 1000 жителей "малой родины" Айрапетяна, карабахского села Ванк. Они распространили заявление, в котором призвали армян всего мира, и в особенности - проживающих в России, настаивать на освобождении бизнесмена. Объективно это понятно - именно селение Ванк и расположенный по соседству средневековый монастырский комплекс Гандзасар вот уже много лет являются основными объектами благотворительной деятельности Айрапетяна, который, в частности, строит здесь военное училище. Союз армян России, лидер которого Ара Абрамян в виновность Айрапетяна не верит, и пастырь Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Езрас (брат Католикоса всех армян Гарегина) уже ходатайствовали об освобождении бизнесмена. Группа поддержки Айрапетяна создана и в социальной сети Facebook.

Известный герой карабахской войны генерал-майор Аркадий Тер-Тадевосян (известен под своим боевым позывным "Коммандос") заявил, что арест предпринимателя имеет целью "бросить тень на армяно-российскую дружбу, поставить под сомнение целесообразность вступления Армении в Евразийский Союз и в определенной степени повлиять на строительство Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики". Отсюда делается вывод, что бизнесмен стал жертвой "политического заказа", за которым стоит Азербайджан: "К сожалению, в некоторых структурах России, в том числе и в ФСБ, все еще работают нечистые на руку люди, готовые ради тридцати сребреников выступить против интересов собственной страны", - убежден Тер-Тадевосян. Косвенно такой подход поддержал и Степанакерт. По словам пресс-секретаря президента Нагорного Карабаха Давида Бабаяна, арест бизнесмена, который многое делал для развития экономики и армейского строительства в крае, "стал праздником для Азербайджана". Сразу отметим, что версию "азербайджанского следа" охотно поддержали некоторые бакинские СМИ, которые написали, что Баку удалось использовать российских правоохранителей в собственных целях. Тем самым Бабаян, с одной стороны косвенно дает повод азербайджанской стороне тиражировать свой успех, а с другой - давит на российское следствие, естественно не будучи информирован о реальных обстоятельствах дела.

А вот реакция официального Еревана была сдержанной. Премьер-министр Армении Овик Абрамян заявил, что не владеет информацией, которая позволила бы предполагать, что арест Айрапетяна является политическим заказом. "Сегодня могут задержать Айрапетяна, завтра - кого-то другого... Мы очень благодарны нашим благотворителям, но если человек нарушает закон и его арестовывают, что мы должны делать? Когда суд вынесет вердикт, тогда и узнаем, виновен Айрапетян или нет. Если человек нарушил закон, и его арестовали, это в компетенции правоохранительных органов", - сказал Овик Абрамян. Это дало основание вице-председателю оппозиционной партии "Наследие" Армену Мартиросяну отметить, что в аресте бизнесмена мог быть заинтересован не только Баку, но и Ереван, поскольку Айрапетян "достаточно резко критиковал власть и говорил о необходимости перемен". "Судя по заявлению премьер-министра, для армянских властей вина предпринимателя очевидна, хотя она еще не доказана", - считает оппозиционер.

Объективности ради отметим, что имеются комментарии и иного характера. Так, интернет-издание "Национальная идея" пишет: "Разумеется, громадное состояние Айрапетяна не могло быть легитимным, и вот судьба призвала его к ответственности. Как он выдержит это испытание - неизвестно, известно лишь, что есть огромная разница между тем, что из себя объективно представляет Левон Айрапетян и тем, чем являются его представления о самом себе". Отметим, что это - наиболее нейтральный пассаж данной публикации.

Важно, однако, другое: авторы всех комментариев вольно или невольно обходят некоторые весьма существенные в контексте происшедшего обстоятельства. Причем эти обстоятельства могут быть как политическими, так и намного более приземленными. Логично было бы вспомнить, что в ходе своего недавнего визита в Аргентину президент Армении Серж Саргсян в интервью местной газете Clarin озвучил весьма щепетильную проблему. Армянский лидер, в частности, заявил, что "Продажа Россией вооружений Азербайджану является болезненной для Армении темой. Народ Армении обеспокоен тем, что стратегический союзник Армении продает оружие Азербайджану. Но...у Армении много возможностей защитить свои границы. Несмотря на то, что Россия продает оружие, когда придет время (и если оно придет), Россия выполнит свои обязательства перед нами". Сразу же после этого посол Франции в Армении Анри Рено метнул в огород России весьма увесистый камень. Опровергая информацию о готовящейся продаже Францией Азербайджану ракетных комплексов, французский дипломат заявил, что Париж, как один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, "не может продавать оружие одной из сторон карабахского конфликта". А ведь Россия также является сопредседателем Минской группы... Получается, что в данном случае подходы Еревана и Запада (ибо Франция, разумеется, вместе с США находится на "западном фланге" миротворческого сообщества) совпали, причем в весьма неоднозначном вопросе. И, конечно, Москве подобные совпадения нравиться не могут. Именно поставки российского оружия сторонам конфликта позволяют, во-первых, поддерживать силовой паритет в регионе конфликта, а во-вторых (и это, мягко говоря, не менее важно) прочно обеспечивать свое военно-политическое присутствие в этой части Закавказья. И параллельное присутствие на этой площадке каких-либо "внесистемных" игроков типа неконтролируемого Левона Айрапетяна, несомненно, не может продолжаться, потому что ключи от войны и от мира могут находиться лишь в одних руках, и уж никак не частных. Тем более что и значительные бизнес-интересы российского гражданина Левона Айрапетяна долгие годы были напрямую связаны с США, а возможно, что связаны и ныне.

Далее, комментаторы обходят стороной и тот факт, что следствие в отношении Айрапетяна происходит в рамках куда более широкого расследования многочисленных преступлений небезызвестной "кингисеппской" ОПГ, а также близкой к ней "щелковской" группировки. Лидером последней был хорошо известный правоохранителям Александр Матусов по кличке "Басмач". Он и его люди осуществляли заказные убийства по "наводке", в частности, уже упомянутого экс-сенатора Игоря Изместьева, который, как утверждается, и "сдал" Айрапетяна. Однако следует вспомнить, что недавно "Басмач", скрывающийся от правосудия в Таиланде, был задержан в этой стране с поддельным армянским паспортом. Как он стал обладателем этого документа, неизвестно (Вероятно, простым совпадением является тот факт, что незадолго до ареста Басмача руководитель паспортно-визовой службы Армении был освобожден от должности за ненадлежащую организацию работы подразделения). В данном контексте не исключено, что не только Изместьев дал показания против Айрапетяна, но кое-что сообщил следствию также профессиональный киллер и бандит Мантусов. И понятно, что его показания в этом случае не могли бы иметь прямого отношения к преступлениям чисто экономического характера.

Возможно, следовало бы также вспомнить, что Левон Айрапетян находился в крайне натянутых отношениях с прежним руководством Нагорного Карабаха, поскольку настаивал, что принадлежащий ему деревообделочный завод должен быть освобожден от уплаты налогов. Бизнесмен считал, что такое право дает ему его благотворительная деятельность, с чем карабахское правительство не было согласно. В результате контролируемые Айрапетяном в Ереване СМИ выступили против тогдашнего лидера непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Аркадия Гукасяна с исключительно резкой критикой, изобилующей оскорбительными выпадами личностного характера. Между тем Аркадий Гукасян был ставленником второго президента Армении Роберта Кочаряна, который ныне является одним из видных топ-менеджеров АФК "Система". Разумеется, делать какие-либо далеко идущие выводы на этом основании не приходится, но само хитросплетение всех приведенных фактов и обстоятельств видится, по меньшей мере, любопытным.

Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM