Россия имеет уникальный шанс вовлечь в противостояние с Западом страны БРИКС, считает Айдархан Кусаинов, директор казахстанской консалтинговой компании. В интервью корреспонденту ИА REGNUM он заявил, что в стабилизации курса российской валюты могут принять участие Китай, Индия и Бразилия.

ИА REGNUM: Что, на ваш взгляд, привело к резкому падению курса рубля по отношению к евро и доллару?

Объективных причин падения курса российской валюты, на мой взгляд, нет. Я имею в виду именно такой обвал, когда курс опустился к отметке ниже семидесяти рублей за доллар. Безусловно, курс должен был скорректироваться в связи с падением цен на нефть и введением западных санкций. Это совершенно очевидно, в условиях ограничения выхода на внешние рынки, да еще при условии оттока капитала и ограничении на его приток. То, что курс осенью начал снижаться к отметкам 45-47 рублей за доллар, — это было нормально, логично, естественно. При этом Банк России своими валютными интервенциями вполне обоснованно поддерживал национальную валюту. Когда Центробанк отказался от дальнейшего регулирования курса рубля, отпустив его в свободное плавание, это тоже должно было вызвать определенный нестабильный процесс на рынке. И это нормальный процесс. Просто появляется некое раздолье для спекулянтов. И падение курса в район 50 рублей за доллар тоже было вполне логичным. При этом начиная с 10 ноября, когда Банк России отстранился от регулирования, и практически до начала декабря курс балансировал в районе 43-50 рублей за доллар. И это тоже был объективный процесс. Все, что происходит с 10 декабря, является ненормальным.

ИА REGNUM: Является ли нынешний курс рубля реальным отражением состояния дел в российской экономике?

Конечно, нынешний курс никак не отражает состояния российской экономики. Безусловно, был спекулятивный фактор, с которым боролись определенными методами. Но стоит понимать, что если наблюдается такое резкое падение, то за этим, безусловно, кто-то или что-то стоит. Другое дело, что Банк России начиная с начала декабря не особо сопротивлялся всем этим процессам, и на сегодняшний день именно его можно обвинять в столь резком падении курса российской валюты.

ИА REGNUM: Падение курса рубля привело к панике на российском валютном рынке. Скажите, как реагирует Казахстан — партнер России по Евразийскому экономическому союзу — на подобные колебания российской валюты?

Безусловно, Казахстан тоже замер в ожидании девальвации своей национальной валюты — тенге. У нас очень взаимосвязанные экономики. При этом соседние с Россией регионы продолжают активно торговлю, хотя и понимая, что ситуация складывается весьма непростая. Кроме того, эти ожидания сильны и потому, что та шоковая девальвация, которая была проведена в феврале этого года в самом Казахстане, когда тенге просел сразу на двадцать процентов, она уже тогда подогрела девальвационные ожидания. Во многом в этом виноват и Национальный банк Казахстана, который, проведя девальвацию тенге всего лишь за одну ночь, буквально вытолкнул людей в сторону доллара. Ситуация с российским рублем только укрепила людей во мнении, что в Казахстане случится очередная девальвация национальной валюты. Впрочем, действия казахстанского Центробанка на сегодняшний день весьма логичны. Сегодняшний курс российского рубля я считаю сильно раздутым. В таком состоянии он долго не продержится и в кратчайшие сроки начнет постепенно откатываться к отметке 50 рублей за доллар. В этой связи должны ослабнуть и девальвационные ожидания в Казахстане. Сейчас Национальный банк Казахстана вполне обоснованно удерживает курс своей валюты. До тех пор, пока не нормализуется ситуация в Российской Федерации, Нацбанку республики просто нельзя реагировать на сугубо спекулятивные вещи, происходящие в соседнем государстве. Хочется надеяться, что тенге будет ослабевать в плавном режиме. Сейчас можно дотянуть до заявленной планки в 188 тенге за доллар, и этого будет вполне достаточно. При этом стоит понимать, что в Казахстане курс тенге перестал быть неким финансово-экономическим параметром после нескольких шоковых девальваций. Именно поэтому что курс тенге стал зависеть только от неких политических решений, в стране сегодня столь сильны девальвационные ожидания.

ИА REGNUM: Если ситуация будет усугубляться, кто сможет помочь России в стабилизации курса рубля, принимая во внимание тот факт, что страна находится под действием западных санкций?

Я считаю, что падение рубля, которое мы видим в последнее время, ничем не обосновано. Более того, это стало неожиданностью для многих участников рынка. Мне кажется, что здесь тоже замешана большая политика. Уже сейчас многие международные финансисты недоумевают, почему при таком количестве золотовалютных резервов правительство не укрощает спекулянтов. Сегодня иностранные специалисты заявляют, что России, судя по всему, придется прибегнуть к помощи МВФ. В этой связи я хочу напомнить, что 15 июля был подписан договор о создании банка БРИКС и тогда же был подписан договор о создании пула условных валютных резервов в объеме 100 миллиардов долларов. Этот пул, по сути, призван выполнять функции МВФ. Назначение этого пула — именно предоставление резервов в случае волатильности валюты. С этой точки зрения я вполне допускаю, что Россия может обратиться в пул БРИКС якобы за помощью. Это будет очень сильный политический ход. Если после обращения в пул курс рубля стабилизируется, то этот будет наглядным примером того, как работает альтернативная МВФ структура. После обращения России к пулу БРИКС окажется, что в спасении рубля будут принимать участие Китай, Индия, Бразилия. В этой связи атака на рубль приобретет совсем иное значение. Это будет не атака на Россию, а на всю систему БРИКС. Сейчас случайно, нечаянно или специально создана ситуация, когда санкционный конфликт, атаку на рубль, да и в целом противостояние России и Запада можно перевести в плоскость противостояния Запада и стран БРИКС. И я думаю, что этой ситуацией просто необходимо воспользоваться.

ИА REGNUM: Можете ли вы вспомнить примеры, аналогичные тому, что сегодня происходит в России?

Атак на валюту, подобных той, что сейчас происходит в России, я не припомню, разве что атаку на британский фунт. Тут стоит понимать, что нынешнее давление на рубль, прежде всего, является политическим. Потому, что сначала были конкретные политические санкции по доступу капитала, а уже потом случилась атака непосредственно на рубль. Да, в мире случилась валютные кризисы, но это были спекулятивные атаки в рамках неких экономических ситуаций. Сейчас же мы наблюдаем абсолютно уникальную атаку.

ИА REGNUM: Считаете ли вы правильными действия ЦБРФ по поднятию ключевой ставки до 17 процентов?

На сегодняшний день ЦБРФ применил все классические инструменты по сдерживанию курса рубля. И поднятие ключевой ставки — это один из них, который должен был быть применен в обязательном порядке. Здесь стоит понимать, что помимо непосредственно валютной атаки идет и информационная атака, когда в общественном пространстве активно муссируется тема падения рубля. Ключевую ставку поднимали всегда. Любая страна, сталкивающаяся с подобной ситуацией, это делает. В большей или меньшей степени. Просто потому, что это классический вариант ответа, так сказать, азбучные истины. В то же время, когда спекулятивная энергия погашена, происходит понижение ключевой ставки. И в средней и долгосрочной перспективе этот период понятия ключевой ставки сильно не отражается. Действия российского Центробанка — это оперативное решение, так сказать, операционный момент. Но никак не системный.

ИА REGNUM: Каков ваш прогноз по курсу доллара и евро в России на краткосрочную и среднесрочную перспективу?

Я считаю, что в самом скором времени этот ажиотаж стихнет. Курс рубля должен будет закрепиться на уровне 50-53 рублей за доллар. Что же касается среднесрочной и долгосрочной перспективы, то курс должен подойти в район 40-45 рублей за доллар и уже опираться на цену нефти. Понятно, что есть задача разрушить экономику России, в том числе и посредством санкций. И когда началось давление, то и спекуляции с валютой играли здесь не последнюю роль. Но стратегия Владимира Путина прорисовывается следующим образом — пусть атакуют, пусть переходят все грани. Потом происходит резкая операция по изменению ситуации в принципе. Сейчас же сложилась идеальная ситуация для вовлечения в противостояние с Западом стран БРИКС. А это уже покажет всему миру, что российский рубль — это защищенная валюта.