Недавние события в Виннице и в Запорожье трактуются в российской прессе в основном со слов киевских политологов по той простой причине, что московская политологическая мысль в такие глубины украинской жизни никогда не проникала и по сей день не проникает. Что, разумеется, зело прискорбно.

Между тем оные политологи рассматривают эти события в привычном для себя контексте мелкорозничных разборок, сведения местечковых счетов — то есть в духе той псевдополитической традиции, в рамках которой они, собственно, и стали политологами. Практически не учитывая то обстоятельство, что времена нынче совсем другие и мерить их старым аршином далеко не всегда хорошая идея.

На наш взгляд, желание свести эти инциденты к политической рутине, усматривая в них разве что признаки нарастающей общей нестабильности, входит в известное противоречие с реальностью. Нет, признаки дестабилизации на Украине, конечно же, налицо. Но вот что касается якобы пошедшей в рост феодальной раздробленности и «взаимных наездов разных уездов», то спешить соглашаться с этим явно не стоит. Во всяком случае, все предыдущие инсинуации на эту тему закончились тем, что якобы вдрызг разругавшиеся Порошенко с Коломойским преспокойно «обменялись верительными грамотами» и пошли на недавние выборы фактически в едином строю. Достаточно сказать, что правая рука Коломойского — губернатор Одесской области Игорь Палица был на этих выборах в числе самых проходных номеров списка Порошенко. Да и в Верховной раде они вполне благополучно (то есть вообще без конфликтов) оформили конституционное большинство, и даже обычно самое нервное занятие — дележ хлебных мест и портфелей — обошлось без особых истерик. И это уже не говоря о том, что вооруженные отряды практически всех без исключения украинских олигархофеодалов стреляют в Донбассе в основном в одну сторону. Так что преувеличивать этот верхушечный раздрай нет ровно никаких оснований.

А нам это интересно именно потому, что несколько подтачивает расхожую аргументацию, согласно которой винницкие и запорожские события — это всего лишь подтверждение нарастающей на Украине феодальной междоусобицы.

В действительности же ситуация может выглядеть совершенно иначе. И речь следует вести скорее не о спонтанных волнениях в регионах, а о вполне организованной и, более того, — тщательно спланированной в Киеве, а возможно, и не только в Киеве, акции. Основным смыслом которой является полное и окончательное подавление любого потенциала сопротивления в неблагонадежных с точки зрения режима регионах юго-востока. Обстановка для этого ныне сложилась самая благоприятная. На восточном фронте относительное затишье, и киевская клика имеет, соответственно, полную возможность перенаправить свои бандформирования на решение вышеуказанной внутренней проблемы.

Прямым подтверждением этому служит молниеносность разыгранного в Виннице регионального блицкрига. Не успели местные депутаты даже проголосовать за освобождение от должности главы винницкого облсовета — представителя неприкасаемого евромайдана, как в город тут же набежали ватаги боевиков из партии «Свобода» и без лишних околичностей бросились на штурм этого новоявленного «гнезда сепаратизма». Роль рояля в кустах сыграл карательный батальон «Айдар», который тоже каким-то чудесным образом моментально оказался не в Донбассе, а в той же Виннице. На таком фоне подозрителен даже сам повод к волнениям. А был ли мальчик, в смысле попытки смещения главы облсовета? Не стоит исключать и продуманной провокации с целью получить повод для этой атаки.

А теперь — для чего она, собственно, понадобилась. Дело в том, что местные советы на Украине на сегодняшний день остались едва ли не последними островками относительной демократии в залившем страну океане фактической проамериканской диктатуры. Избирались они в основном еще до захвата власти нацистами, и на юго-востоке до сих пор составлены в значительной части из людей, которые бандеровским путчистам, мягко говоря, не симпатизируют. Поделать с этим хунта ничего не могла даже там, где местные выборы происходили уже при нынешней власти, — сил у нее для этого просто не было. Именно поэтому, например, в Одессе основной состав горсовета и недавно избранный мэр были в свое время активными противниками евромайдана.

Между тем ситуация на Украине становится хуже практически с каждым днем. Напряженность в регионах усиливается. И если на западе и в центре хунта еще может рассчитывать на идеологическую солидарность своих приверженцев, то на юго-востоке с этим совсем плохо. Потому что «приверженцев» там — всего ничего. Да и те в основном завезенные по импорту с той же Галичины. Именно поэтому этих немногих спешно вооружили и отправили на улицы пугать прохожих, чтобы таким образом изобразить свое подавляющее превосходство. Но на самом деле все прекрасно понимают, что это далеко не так, и что большинство местного населения видит в киевском режиме то, чем он является на самом деле, — то есть узурпатора власти и главного виновника всех бед Украины. И ждет того момента, когда это мрачное настроение найдет для себя выход. А тут еще местные советы с ненадежными депутатами, которые, не ровен час, могут стать, если уже не стали, опорными точками и даже генераторами этого недовольства. При таком раскладе временная пауза в войне в Донбассе с целью высвободить силы и средства для обезвреживания этой опаснейшей мины замедленного действия для киевского режима — то, что доктор прописал. Вот так, вполне возможно, украинская хунтократия и пришла к выводу, что время терять нельзя и что, с учетом неизбежного обострения социально-экономической обстановки, нужно действовать на опережение. А именно — планомерно обезглавить потенциально опасные политические центры юго-востока, чтобы в момент неизбежного пика политической напряженности иметь под рукой не бунтовщиков, а покорных исполнителей своей воли. И благодаря этому жестко и без малейшего противодействия со стороны местных властей подавить любые попытки массовых протестных выступлений.

Первый удар был нанесен именно по Виннице вряд ли случайно. Это один из самых тихих и политкорректных городов средней Украины, который вполне годится для запуска пробного шара новой региональной стратегии. Запорожье — это уже более серьезно, но тоже совершенно неотложно, поскольку город очень взрывоопасный в связи с критическим положением ряда ведущих предприятий, в том числе знаменитого завода «Мотор Сич». На очереди, очевидно, — Одесса, Николаев, Харьков и вообще все города юго-востока, вызывающие сомнения Киева, а точнее американского посольства, с точки зрения их благонадежности.

Такие действия режима являются явным указанием на его политическое бессилие и неспособность преобразовать местные элиту и электорат в угодном для себя духе законными средствами. А применяемые в ходе таких региональных мини-путчей методы говорят о том, что узурпаторская власть окончательно отбросила в сторону фиговый листок демократии и превратилась в типичную военно-полицейскую хунту латиноамериканского образца прошлого века.

Чем, на самом деле, загнала себя в еще больший тупик. Зачеркнув возможность постепенного политического преобразования юго-востока (что, впрочем, практически нереально) и предпочтя ему уже привычный для себя метод политического погрома, хунта поставила жирную точку в истории своих хотя бы минимально цивилизованных и правовых отношений с миллионами жителей этого огромного региона. Теперь каждый из них прекрасно понимает, что в глазах киевской власти он никто и звать его никак, что всё и всегда за него будут решать присланные с майдана дебильного вида персонажи с дубинами или те же каратели из батальона «Айдар». А это в свою очередь означает, что режим военно-террористической оккупации юго-востока будет фактически завершен.

Вполне очевидно, что жизнь в условиях такого оккупационного режима, который к тому же еще и экономически совершенно недееспособен, будет постоянно и во все больших масштабах провоцировать массовое возмущение. Да, конечно, люди и сегодня очень недовольны. Но пока по улицам ходят громилы с автоматами и с индульгенцией на убийство, и пока у этих людей нет за спиной никакой точки опоры, никто попусту рисковать не станет. Но разгоняемые приезжими бандитами местные советы и терроризируемые киевскими половыми гангстерами всенародно избранные мэры такими точками опоры вполне могут оказаться. И если у режима выгорело дельце в Виннице и кое-что получилось даже в Запорожье, хотя и там еще далеко не вечер, то в той же Одессе или в Харькове они вполне могут обломать себе зубы. А деваться им все равно некуда — ситуация подпирает, и они будут атаковать, добиваясь своего абсолютного господства на этих внушающих им понятный страх территориях. И тем самым сами же спровоцируют адекватный ответ. А стоит только местным политическим элитам или хотя бы их части осознать, что это уже не местечковые разборки, а речь идет об их полном сносе и замене киевскими и львовскими эмиссарами, как они могут и перестать играть с Киевом в традиционные поддавки. А это будет означать, что у юго-востока появится то главное, что обеспечивает успех любого сопротивления, — организационный и материальный потенциал, необходимый для эффективного отпора другой организованной силе. В такой ситуации рядовые граждане вполне могут и перестать бояться бандитов с автоматами, тем более что на самом деле их жалкая горстка по сравнению с населением здешних городов-миллионников. Стоит только один раз хунте допустить осечку в своей спецоперации по зачистке юго-востока, сделать один неверный шаг на этом сплошном минном поле, как полыхнуть может вся Новороссия, все оккупированные регионы которой находятся в практически одинаковом и крайне незавидном состоянии.

По существу, киевский режим от безысходности своего положения провоцирует дестабилизацию этой огромной территории, население и лидеры которой в своей значительной части совершенно не готовы до бесконечности терпеть этот произвол. И тем самым существенно приближает то время, когда с ним будет покончено. Что, собственно, и необходимо сделать. Власть, которая докатилась уже до того, что способна на глазах ребенка бросить его отца за решетку только за то, что он надел георгиевскую ленту, как это на днях случилось в Одессе, не имеет права на дальнейшее существование. Carthaginem delendam esse!