В штаб-квартире НАТО очень долго искали повод для реанимации «умирающего альянса». Брюссель никак не мог объяснить обывателям, почему США с 1945 г. и до недавнего времени держали почти 500 тыс. своих военнослужащих в Европе. Американцы постоянно уверяли общественность стран альянса в том, что базы США — не бастионы «холодной войны», а структуры для обеспечения безопасности в ХХI веке. Руководители Североатлантического альянса откровенно признаются, что для них сейчас самое главное — энергетическая безопасность Европы. «Мы должны думать о том, как защитить наши пути энергоснабжения, транзитные маршруты и объекты жизнеобеспечения»,- говорят чиновники в штатском, генералы и адмиралы на различных совещаниях и встречах НАТО. И самое главное, в этом твердо уверены в Брюсселе и Вашингтоне — нужно уменьшать энергетическую зависимость Старого Света от России. Для американцев Европа имеет важное географическое расположение. Тут все рядом и Пентагон может спокойно, без больших транспортных издержек вести военные операции в Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.

НАТО сейчас насчитывает 24 тыс. единиц боевой авиации, 800 океанских кораблей и 50 самолетных систем предупреждения и управления. В Пентагоне говорят: "НАТО — мощный и действенный альянс, который поддерживает Америку в ее миссиях. Нигде больше в мире мы не найдем столько отлично подготовленных и боеспособных солдат, матросов, летчиков и морских пехотинцев, которые поддержат нас при осуществлении миссий на территории от Балкан до Ливии и Леванта, Афганистана, а также по всему миру ". Понятное дело, одним американцам трудно было справляться и в Афганистане, и в Ираке. В последние годы Вашингтон постоянно хвалил своих партнеров, намекая, что на оборону каждой страны альянса нужно вкладывать больше — по 2% ВВП. Это минимум для поддержания надлежащего уровня оперативной совместимости с Соединенными Штатами. Мысль простая: «Давайте миллиарды долларов нам. Если не получается, берите кредиты и перевооружайтесь. ВПК США готов поставить новейшую продукцию всем членам альянса, но за больше деньги». Бизнес, одним словом. Торговля всегда была двигателем прогресса. А американцы умеют продавать все. После Второй мировой войны они наводнили Европу своими фильмами и мультфильмами с Рэмбо и Микки Маусами, сигаретами Маrlboro, Camel, Lucky Strike, джинсами Levi Strauss и прочими атрибутами «настоящего ковбоя». Через Голливуд, Элвиса Пресли, Мерлин Монро, жвачку и табак США создавали «нового европейского человека», который думает и живет по-американски. Особенно это удалось в бывших соцстранах. В Румынии, Болгарии, Польше, Венгрии, Чехии и Албании после 1991 г. «избиратели» приводили к власти людей, которые записывались в «очередь на прием в НАТО».

Румыния одной из первых предложила Вашингтону свои услуги. В начале боевых действий в Ираке и Афганистане аэродром «Михаил Когэлничану», находящийся всего в 260 км. от Бухареста, активно использовался ВВС США. После «сдачи экзамена» Бухаресту ничего не оставалось делать, как «отдать» аэродром под базу Пентагона. В декабре 2005 г. Президент Румынии Траян Бесэску заявил: «Мы ждали американцев более 60 лет».

При Президенте США Бараке Обаме Румыния вновь оказалась в центре американского внимания. Обращаясь к румынским гражданам в конце октября 2009 года, вице-президент Джозеф Байден заявил: «Я действительно ценю вклад вашего правительства в новую архитектуру ПРО, которую мы несем в Европу. Это лучшая архитектура. Она создается в интересах физической защиты ваших стран так же, как и Соединенных Штатов». Дж. Байден расхваливал «новую архитектуру противоракетной обороны», которая «будет защищать всех союзников НАТО, включая всех центрально-европейских членов НАТО» и обеспечит «более сильную, умную и быструю защиту».

Сразу же после визита Байдена в Бухарест начались переговоры по укреплению партнерства Румынии и США. И уже в начале февраля 2010 г. Верховный совет обороны Румынии (CSAT) — высший орган власти в стране, отвечающий за национальную безопасность и оборону, одобрил предложение США о размещении на своей территории элементов глобальной системы противоракетной обороны (ПРО). Президент Бэсеску особо подчеркнул тогда, что данная мера не направлена против России. Правда, при этом он не уточнил от чьих баллистических ракет Бухарест собирается защищаться. Болгары тоже спешили договориться с США о сотрудничестве в оборонной сфере. Пентагон в 2006 г. получил авиабазы «Безмер» (город Ямбол) и «Граф Игнатьево» (город Пловдив). Но самым большим приобретением американцев стал полигон «Ново село» (около города Сливен).

Болгарское руководство тогда уверяло свое население в том, что временное размещение американских войск на территории страны не только усилит безопасность Болгарии, но и существенно повлияет на развитие ее экономики и национальных вооруженных сил.

Переизбравшись на второй срок, Барак Обама в декабре 2012 г. вызвал в Вашингтон руководство Болгарии. Это были Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, министр иностранных дел Николай Младенов, министр обороны Аню Ангелов и министр внутренних дел Цветан Цветанов. Публике не докладывали подробности бесед на этих встречах. Болгарские информационные агентства привели лишь слова премьера о том, что Президент США, вопреки ожиданиям, не сделал болгарскому правительству ни одного замечания.

Но через несколько дней (17 декабря 2012 г.) стало известно, что Болгария размещает на своей территории контингент американский войск на постоянной основе. Софийская газета «Труд» сообщила читателям, что министр обороны Болгарии Аню Ангелов встретился с представителями Пентагона и Государственного департамента США, обратившись к ним с просьбой увеличить количество военнослужащих на полигоне «Ново село» и разместить там постоянное военное командование армии США. В Министерстве обороны Болгарии объяснили свои действия тем, что это повысит безопасность в регионе.

Вслед за Болгарией и Румынией еще несколько «недавних товарищей по Варшавскому Пакту» неожиданно решились на постоянное присутствие американцев на своей территории. Во многих странах бывшего социалистического лагеря в последние месяцы не утихает беспрецедентная кампания по поводу «российской угрозы». Некоторые лидеры хотят убедить общественное мнение в правильности курса по вступлению в НАТО. Они постоянно твердят о том, что в эти дни надо сплотиться для сдерживания угрозы с Востока и остановить «проснувшегося русского медведя». Нужно наращивать мускулы, подогревать инстинкты холодной войны и искать геополитического противника. И самое главное — нужно навсегда забыть об обещаниях НАТО «никогда» не расширяться на Восток.

Приведу одно характерное высказывание. Оно принадлежит Ярославу Качиньскому, председателю партии «Право и справедливость», бывшему премьер-министру Польши: «Мы ни в коем случае не можем быть страной-членом НАТО класса „Б“, это значит, что какие-либо ограничения, касающиеся присутствия войск НАТО на территории Польши, должны быть отменены. Они должны быть отменены и на практике. Эти войска должны здесь находиться, и мы всеми способами будем стремиться к этому… Мы считаем, что было бы самым правильным решением, если бы американская и польская армия имели общие базы…Я имею в виду создание общих польско-американских военных подразделений. Тогда американские силы, а речь идет о десяти тыс. солдат, могли бы вместе с польскими силами быть существенно расширены». Сказано откровенно.

Новый глава НАТО норвежец Йенс Столтенберг, сменивший недавно датчанина Андерса Расмуссена, — «жесткий менеджер». 1 октября он возглавил Североатлантический альянс. И сразу же заговорил о том, что Россия сегодня угрожает Европе и ее нужно «поставить на место». Об этом чуть ли не каждый день твердит Барак Обама. Естественно, что Столтенберг вторит своему работодателю. Ничего не поделаешь, служба такая. Надо «отрабатывать заказ из Вашингтона». И вовсе не случайно, что на этой неделе Йенс Столтенберг побывал в Прибалтике. Проинспектировав новые базы НАТО, он заявил, что органы управления дополнительными силами НАТО в Восточной Европе будут размещены в Румынии, Болгарии, Польше и Прибалтике.

Свершилось то, к чему стремились США последние 10 лет. Круг замкнулся. Младоевропейцы оказались на «передовой» в борьбе с Россией. Расширение НАТО и его приближение к границам РФ существенно изменило геополитическое пространство. Об этом говорил Президент России Владимир Путин в интервью немецкому каналу ARD 17 ноября. «Разве российские базы раскиданы по всему миру? — спросил президент. — Нет, это ведь базы НАТО, американские базы разбросаны по всему миру, в том числе и вблизи от наших границ, и их количество увеличивается». «И совсем недавно были приняты решения о развертывании сил специальных операций опять в непосредственной близости от наших границ», -подчеркнул Президент РФ В. Путин.

Константин Качалин — эксперт по Балканам (Москва), специально для ИА REGNUM