Для оценки первых ста дней президентской каденции Порошенко нужно понимать, что он изначально — ещё во время выборов — не был лидером нации. Он даже не был лидером толпы, оставшись чужим для того же Евромайдана, в проведение которого он так вложился. Однако с ним связывали немало надежд, причём не только в народе, но и в политической среде. Так вот эти надежды не оправдались — и это можно признать главным итогом прошедшей стадневки.

Украине после революции нужен был сильный диктатор. Только железная рука неоспоримого лидера может собрать общество после таких потрясений и стабилизировать ситуацию в стране. Порошенко не смог стать таким лидером. Но надо отметить, что он на эту роль и не подходил — ни по своему характеру, ни по личным ресурсам.

Сто дней показали, что Порошенко — очень слабый президент. И речь тут не о его полномочиях в условиях парламентско-президентской республики, а о его личных качествах как политика. Будучи вторым человеком в государстве (после американского посла), он не смог сделать главное — стать лидером. Хотя обстановка войны и массового психоза к этому очень располагала. Конфликт с соседом, потеря территорий и военные действия — это лучшие условия для становления диктаторского режима. Но в Порошенко все по-прежнему видят компромиссную проходную фигуру.

И, кажется, он сам начинает так себя видеть. А ведь пост главы государства для него был давней целью. Он был одним из немногих украинских «олигархов», по бизнес-интересам полностью ориентированных на восток, главным образом на российский рынок. И лишь политические амбиции вынуждали его приносить в жертву свои деловые интересы. Строить успешную политическую карьеру человеку с президентскими или премьерскими амбициями, исходя из пророссийской ориентации, на Украине в наше время действительно нельзя — легализация таких постов проходит через Вашингтон, а не через Москву. Однако условия его прихода к власти оказались слишком жёсткие.

Если посмотреть на объективные показатели развития экономики и социальной сферы, то необходимо признать, что Порошенко — худший президент за всю историю Украины, причём с большим отрывом от остальных. Можно возразить, что его стоит мерить другими мерками, ведь условия его каденции тоже исключительные. Однако он же сам был одним из тех, кто эти условия создал в ходе раскручивания истерии «Евромайдана», и несёт за его последствия полную ответственность.

Порошенко не выполнил ни одного из своих обещаний, кроме подписания Соглашения с ЕС. И разве что Верховную Раду разогнал, и то с явным опозданием, что теперь ему может очень дорого обойтись. Он не справился ни с одной из поставленных перед ним задач, важнейшей из которых было упорядочивание всей властной системы страны. Единственное, что Порошенко пока что спасает — это катастрофический настрой населения. Оно психологически уже готово к длительным тяжёлым испытаниям, и винит в них обыкновенно не президента.

Это составляет главный успех первых ста дней Порошенко — он смог внушить народу, что случилась тяжелейшая катастрофа, и обвинить в ней Россию. Причём катастрофой считается не Евромайдан, а последовавшая «агрессия России», обеспокоенной украинским «рывком к свободе». Вообще, всё, что так или иначе можно принять за успех в этот период (причём как во внутренней, так и во внешней политике), сводится к сфере пиара. Порошенко — пиарный президент, он в первую очередь работает в информационном пространстве, а уже потом в сфере госуправления.

Стоит при этом заметить, что все те пиар-ходы, на которых сейчас выплывает власть Порошенко, имеют одно свойство — они принципиально временного использования. Стать структурами общественного сознания на годы вперёд они не могут. А это свидетельствует о полном отсутствии стратегического планирования в команде нового президента и восприятие им самим своей власти именно как власти временщика. Вовремя и удачно соскочить — это теперь для него главная задача.

И, несомненно, его очень большой успех — признание Россией. Признание в значительной степени абсурдное, так как и мало кем ожидалось, и мало чем определялось. Наоборот, разжигание всеобщей вражды с Россией — главное, что привнесло президенство Порошенко в жизнь Украины. Однако ни установление формальных и неформальных контактов с Кремлём, ни заявления о фактическом состоянии войны с Россией не помогли ему решить основную проблему с очагом восстания на востоке страны.

Порошенко изначально был лидером именно партии войны. Во время президентских выборов и несколько позднее многие политологи и на Украине, и в России говорили, что он де является лидером «партии мира». Однако это заключение было основано на весьма простой подтасовке. Несомненно, что его избиратели хотели (и хотят) мира в своей стране, и вполне естественна основанная на этом миролюбивая политическая риторика. Мира хотят все, разве что за исключением отдельных изуверов. Весь вопрос в том, как к этому миру прийти. И если единственным путём к достижению мира видится военная победа над противником, то мы имеем дело именно с партией войны. Порошенко не обещал вести переговоры о статусе Донбасса с «российскими террористами» — в рамках его словоупотребления там просто не с кем было вести переговоры, так как обсуждать будущее регионов с засланными из-за рубежа наёмниками само по себе идея абсурдная. Существование там повстанческого движения Порошенко не признавал ни весной, ни позже. А потому единственным возможным способом решения конфликта была и остаётся война. Это тот путь, которым последовательно шёл Порошенко. И к осени стал очевиден его провал: сепаратистские республики смогли заявить о себе как о долговременном факторе. Одновременно мы видим, что вся эта война на фоне краха экономики почти обессмыслила подписанное соглашение об ассоциации с ЕС, а также достигнутые договорённости с МВФ. Вроде как выполненное предвыборное обещание уже не принесло ожидаемой радости.

К концу стодневного периода президентства Порошенко стало совершенно ясным, что проект создания единой украинской гражданской нации окончательно провален. Единой Украины больше нет, и не потому, что отпали Крым и Донбасс, а потому что неукраинская часть населения теперь обречена на положение изгоев в государстве. А это много миллионов граждан. Частичное возвращение к власти «днепропетровских», которые и были основными проводниками этого проекта, его не спасло, так как Украина окончательно утеряла возможности для суверенного развития. Новый государственный проект, который ещё только рождается, будет основан уже не на объединении, а на разделении общества.

Мы увидели провальные сто дней. Причём провальные не только для Порошенко, но и для всего возглавляемого им государства.