Главная идея военной составляющей предстоящего нового договора между Россией и Абхазией — усиление общего периметра безопасности, а усиливая общий периметр безопасности, появится возможность облегчить режим пересечения российско-абхазской границы по реке Псоу. Об этом ИА REGNUM заявил старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Крылов.

«От проблем на границе очень страдают наши экономические отношения, психологически это плохо влияет, поток туристов мог бы быть гораздо больше, чем имеет место. Так что здесь решается проблема не только военная, но и экономическая и социальная», — отметил он.

Необходимо также привести в порядок границу Абхазии с Грузией по Ингури. «Ни для кого не секрет, что криминальные потоки там существуют и в плане пересечения грузов, и наркотиков, и торговля идет — криминальные группировки с обеих сторон взаимодействуют в этом районе. И если здесь будет наведен порядок, это пойдет на пользу Абхазии, да и Грузии, по большому счету, потому что в подобном криминалитете никто не заинтересован», — уверен Крылов.

Координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков рассказал ИА REGNUM, какие именно вопросы из старого договора необходимо более четко прописать в новом: «Во-первых, вопрос о максимальном облегчении режима пересечения между Россией и Абхазией, чтобы просто по предъявлении паспорта человек переходил границу, максимально легкое пересечение для людей и для грузов. Это касается не только границы на Псоу, это касается границы, идущей по горам Северного Кавказа, то есть группа туристов сможет, как во времена СССР, ходить из Карачаево-Черкесии в Абхазию и обратно через Северный и Южный приюты. Но при этом будет ужесточен режим между Абхазией и Грузией. То есть граница не будет закрыта, но она будет плотно контролироваться, там останутся пункты перемещения, будет их, видимо, уже не четыре или пять, а один или два. Это будет четкая регистрация, уже не будет того, что сейчас, когда в обе стороны люди проходят без регистрации».

Далее, по словам Скакова, «будет идти интеграция вооруженных сил Абхазии и России». «Это могут быть совместные военные базы, совместные части, например, командир полка может быть из России, а замкомандира — из Абхазии и наоборот. Это повысит сразу выучку российской армии, сделает ее более мобильной», — считает эксперт.

«Пункт третий. Будут повышаться социальные стандарты для Абазии, то есть зарплаты будут такие же, как в России, люди не будут получать 5-7 тыс. рублей в месяц», — сказал Скаков.

Широкое обсуждение необходимости заключения нового договора с Россией Александр Крылов объясняет тем, что в Абхазии прошли выборы, поменялся президент «и новому абхазскому руководству необходимо продемонстрировать, что оно способно предложить что-то свое, в том числе и по улучшению российско-абхазских отношений».

Здесь, считает Крылов, «инициатива исходила от абхазской стороны, а российская сторона пошла навстречу, потому что никаких причин отказываться от дальнейшего развития отношений между нашими странами нет».

По словам Александра Скакова, необходимость пересмотра отношений РФ и Абхазии, в том числе в военной сфере, «связана с осложнением ситуации в регионе и в целом в мире». Однако он не видит привязки к дате подписания договора, предполагается, что он будет подписан до конца 2014 года. «Это не значит, что подписать надо именно до конца года, но, скорее всего, они успеют то сделать… Срок по большей части понятие условное. Как я понимаю, договор уже готов, просто надо доработать некоторые моменты», — сказал он.

Ранее создание коллективных вооруженных сил России и Абхазии военные эксперты объяснили ИА REGNUM необходимостью того, чтобы «дать дополнительные гарантии безопасности Абхазии» в случае, если кто-то попытается пересмотреть ее государственный статус.

По мнению Скакова, инициатива о заключении нового договора совместная: «Реальное снятие границ между Россией и Абхазией — это в первую очередь в интересах Абхазии, усиление границы с Грузией тоже в интересах Абхазии, поэтому, я думаю, это совместный процесс».

При более глубокой интеграции с Россией никакой угрозы для суверенитета Республики Абхазия нет, уверены эксперты. «Это было обвинение оппозиции нынешнему президенту Раулю Хаджимба, говорилось о том, что он готов уступить независимость, но это надуманные разговоры, потому что России абсолютно невыгодно включение Абхазии в том или ином виде в состав России, это повлечет за собой массу проблем и в самой Абхазии, и на Северном Кавказе. В России слишком много проблем и без этого. Признание Абхазии как независимого государства и его успешное развитие — это наиболее приемлемый для России вариант. Эти все разговоры имеют искусственный пропагандистский характер», — заявил Крылов.

Скаков также убежден, что «Абхазия остается независимой и никаких проблем с этим не будет».

Вопрос создания общего периметра безопасности, как предполагается, должен стать одним из основных пунктов нового договора между Россией Абхазией. СМИ, ссылаясь на посла Южной Осетии в Абхазии Олега Боциева и избранного вице-президента Абхазии Виталия Габния, сообщили о том, что к общему с Россией и Абхазией пространству обороны присоединится и Южная Осетия. В Южной Осетии 3 сентября опровергли это заявление. «В процессе разработки находится ряд новых соглашений, в том числе ведутся переговоры о возможности подписания нового договора о дружбе и сотрудничестве… Однако сообщения, появившиеся в некоторых СМИ о том, что ведутся переговоры между РЮО и РА о возможном присоединении Южной Осетии к договору между РФ и РА безосновательны. На сегодняшний день в РЮО вопрос о подписании трехстороннего договора даже не обсуждается», — заявили в МИД Южной Осетии.

По мнению Александра Крылова, «то, что и в Южной Осетии может быть задействована идея общего периметра безопасности — это вполне реально». И в этой республике, по его словам, договор будет подписываться при условии, что государство остается независимым. Крылов обратил внимание на то, что в этом регионе присутствует «дополнительный фактор разделенной нации». «Но и там говорить о том, что Южная Осетия будет включена в состав России в обозримом будущем, не приходится», — заключил Крылов.

Александр Скаков отметил, что «в Южной Осетии уже есть этот контур безопасности, и обсуждение вопроса об усилении границ началось давно, ситуация на границе с Грузией там более сложная, тем не менее, там этот процесс уже идет».

В Южной Осетии проблема другая. «В Абхазии новая власть, которая сейчас имеет кредит доверия у населения, ставит своей целью консолидацию общества и с ней сейчас можно и удобно вести разговор. А в Южной Осетии есть проблемы и с легитимностью власти после скандальных выборов президента, и с адекватностью власти», — сказал Скаков. Прежде, чем начать более широкое обсуждение этих вопросов, полагает он, «сначала надо разбираться с югоосетинской властью».

Отметим также, что президент РЮО Леонид Тибилов 4 сентября заявил, что Южная Осетия намерена и впредь работать над качественным повышением уровня интеграции с Россией, и не собирается делать из этого популистское шоу. «Мы не будем плодить спекуляции и ложные ожидания, а делать это в спокойном, размеренном, но планомерно в поступательном режиме», — отметил он.

Тибилов также заявил, что в Южной Осетии высоко оценивают отношения между политическими руководствами двух стран, в том числе по линии взаимодействия с управлением президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами-участницами СНГ, Абхазией и Южной Осетией, которое проходит в полном взаимопонимании и прозрачности.